«Вселенная – это могучая идея. В каждой частице, в каждом атоме, каждой молекуле, каждой клетке живёт и действует никем не познанная Вездесущность Творца».
Жан Гиттон (1901 - 1999)
Когда мы на улице находим ручные часы, то не размышляем о том, с какой силой циклон бушевал над кучкой металлического лома, чтобы случайно возникли эти часы. Потому что каждому ясно - их создал мастер. Но конструкция часов значительно проще клеточной структуры самого примитивного существа, например, бактерии. Насколько больше нуждался мир, наполненный жизнью, в Конструкторе, Создателе, который его замыслил и создал?
Этими мыслями мы сопровождаем объяснения английского теолога Уильяма Палея (1744- 1805), который таким образом хотел обосновать необходимость Творца.
Центральный вопрос нашей темы - доказательство существования Бога, который до нас пытались решить многие выдающиеся исторические личности.
ПОРЯДОК В КОСМОСЕ
Упорядоченность и гармония космоса были известны ещё древнегреческим философам. Мысль о том, что в этой упорядоченности проявляется план Зодчего мира, ведёт своё начало ещё от Платона.
Первые христиане не нуждались в доказательствах существования Бога. Они твёрдо верили в избавление с помощью Сына Божьего Христа, а он немыслим без существования Небесного Отца. Только когда средневековые теологи стали задаваться всеми возможными и невозможными вопросами, они почувствовали, что желательно доказать существование Бога, и сконструировали различные логические модели доказательств.
ПЕРВОДВИЖИТЕЛЬ
Древнегреческие философы и средневековые теологи считали, что кто-то привёл в движение планеты, для этого был необходим «движитель, сохранивший свою неподвижность». Это мнение разделял также английский физик и математик Исаак Ньютон. Он верил в необходимость периодического вмешательства внешней силы для поддержания планет на их орбитах.
Современная космология считает, что планеты приводятся в движение самостоятельно и естественным путем, следовательно, без «руки Господа».
КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
Всё сущее должно иметь причину. Поскольку космос существует, то на это должна быть причина: Творец. Это «космологическое доказательство Бога» часто и по сей день служит аргументом. Однако и оно не всегда следует логике. Потому что в этом случае на вопрос: «Где первопричина для Бога?» остаётся только один ответ: «Бог не нуждается в первопричине! Он – необходимое существо, первопричину которого нужно искать в Нём самом». Следовательно, начинают доказывать с данности, что всё должно иметь причину, и завершают утверждением, что, по меньшей мере, одно существо – Бог - не нуждается в причине.
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОГА
В данной аргументации исходят из того, что мир осмыслен и очевидно (например, в эволюции), развивается целенаправленно. Осмысленность и целенаправленность мира представляются, однако, немыслимыми без замышляющего и осознанного Духа.
Напротив, сегодняшние естествоиспытатели в своей массе полагают, что развитие определяется множеством случайностей, и отвергают любые допущения телеологических (целенаправленных) процессов.
МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БОГА
Совесть человека, его явное моральное сознание служит доказательством того, что высшая Инстанция должна была вдохнуть такое сознание в младенца. Следовательно, «моральное доказательство» больше затрагивает не объективные моменты, а внутренний мир человека.
Метафизики, теологи и философы написали объёмные труды о «доказательствах» существования Творца; среди католиков ещё и сегодня говорят о возможности «логического познания Бога». Но ни одно из этих доказательств не может надолго убедить скептика. Ещё меньше многое из того, что теологами персонифицируется со свойствами Бога. Например, отчего на нашей Земле творится так много несправедливого и непонятного, а любящий и всемогущий Творец не вмешивается?
В 1781 году философ Иммануил Кант (1724 - 1804) опубликовал свою «Критику чистого разума», в которой показал, что все доказательства Бога являются лишь логическими построениями, лишёнными реальной основы. С тех пор философские доказательства Бога считаются невозможными, и только немногие философы всё ещё занимаются метафизикой. Таким образом, доказательства Бога практически сохраняют значение только в теологических кругах; естествоиспытатели и математики с конца XVIII века мыслят преимущественно атеистически. Хотя и среди выдающихся современных ученых встречались верующие люди: Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Поль Дэвис и др. Но не указывают ли новейшие естественнонаучные исследования на существование Бога?
КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ БОГА?
Когда естествоиспытатели касаются вопроса о Боге, они, как правило, склоняются к пантеистической или деистической концепции Божества.
Пантеисты допускают присутствие Бога во всём, не проводят различий между Богом и миром, Богом и космосом. Пантеистическое божество не обязательно сверхъестественно и потусторонне, но представляет собой всеохватывающий (вселенский), движущий и несущий духовный принцип, совокупность законов природы. Эти законы, быть может, возникли одновременно с космосом и, возможно, однажды исчезнут вместе с ним. Такое представление соответствует современной космологической картине мира.
Деизм распространён с эпохи Просвещения. Он исходит из того, что Бог после создания мира не влияет на него ни чудесами, ни откровениями. Следовательно, напрасно искать точки соприкосновения мирского и Божественного, чтобы в спонтанном соединении с Богом найти доказательства Его существования. При таком воззрении о деяниях Бога при сотворении мира можно судить лишь по совершенству законов природы. Эти естественные или Божественные законы существовали ещё перед актом сотворения мира, а не возникли лишь при «Большом взрыве» (моменте начала развития расширяющейся Вселенной).
Обе картины Бога отличаются от трансцендентного, но и одновременно персонифицированного Бога в иудействе, христианстве и исламе, постоянно следящего за происходящим на Земле и, при необходимости, прямо или косвенно вмешивающегося в происходящее. Примером могут служить сверхъестественные события или поддержка определённых конфессиональных групп. Естествоиспытателям трудно поверить в Божественный произвол, во вмешательства Бога, выходящие за пределы законов природы, поскольку их действенность, неограниченная ни временем, ни пространством, является основой всех естественных наук.
Существуют также сильно разнящиеся представления о Боге и соответственно различные логические посылки доказательства Его бытия. Признаём ли мы Бога в гармонии природы, в сложных хорошо подогнанных друг к другу изменениях природных стихий, позволившим даже возникнуть существам, размышляющим о зарождении, смысле и цели Вселенной? Или мы заняты поиском переходов трансцендентного в земное и надеемся повстречать Божественное там, где бесконечно великое сталкивается с бесконечно малым? Таков, например, внутренний путь мистиков во многих религиях. Наконец, подобно людям античного мира и Средневековья, мы можем просто верить во вмешательство высших сил, в десницу Господа, устраивающую всё к лучшему. Тогда, вероятно, мы не будем искать доказательства бытия и деяний Творца, руководствуясь чьими-либо идеями.
И сегодняшние богоискатели стараются найти актуальное соединение физики и метафизики, как, например, Гельмут Хансен в своей книге «Об открытии Бога на краю Вселенной». Единственно всеобъемлющее обоснование в этом плане содержит книга жизни «В Свете Истины» Абд-ру-шина.
СОВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ТВОРЦА
Для богоискателя деяния Творца должны были проявиться или, по меньшей мере, предчувствоваться в сотворении нашего мира. Ведь вряд ли имеются логические бесспорные доказательства бытия Бога, скорее существуют отчётливые указания на «Великого Архитектора мира». Следовательно, ни математика, ни естествознание не должны брать на себя притязания на то, что они возвещают «чистую правду».
Явное указание на существование Творца находят, например, в точной согласованности физических постоянных. Для того, чтобы мог возникнуть мир, в котором мы живём, потребовались бесчисленные этапы развития, которые, будучи точно подогнанными друг к другу, должны были завершаться именно так, как они и завершались. Действительно, лишь с трудом можно себе представить, что эти этапы – говоря об «антропологическом принципе» - могли возникнуть чисто случайно.
Следующее указание на существование Бога названо «принципом ID- разумного планирования». Этот принцип означает, что «различные свойства живого создания могут быть объяснены оптимально разумной причиной, а не косвенными процессами, например, естественным отбором». Представители этого принципа, таким образом, не приемлют распространённое неодарвинистское учение, по которому всё возникло «чисто случайно». Благодаря «ID- принципу», мы движемся в той же плоскости рассуждений, что и описанное в начале статьи «доказательство часовщика», хотя и основываемся на современных опытных данных.
Резюмируя, отметим, что если подходить к вопросу с естественнонаучными мерками и не выходить за рамки философской логики, то можно вообще ничего не узнать ни о сверхфизическом, ни о том, что со времён Аристотеля зовётся метафизикой. Современные же люди, вероятно, отнесли бы этот вопрос к эзотерике или религии.
Мы не сомневаемся в том, что существует наш космос, а также, что в нашем мире созданы именно те условия, которые служат предпосылкой нашего существования. «Условия в нашем космосе действительно представляются в своём роде единственно пригодными для форм жизни подобно тем, которые сделали нас людьми», - формулируют свою идею Джон Гриббин и Мартин Рис в своей книге «Размер Космоса». Постулат «лучший из всех миров», выдвинутый Лейбницем, близок к этому определению современных ученых.
По-человечески не стоило бы так правильно «верить» в то, что эти условия были реализованы чисто случайно. Но существуют ли план Творения, согласно которому возникло всё сущее, и Проектировщик? Научно или логически недоказуемы сам Создатель и прасуществование плана, разумеется, в той же мере недоказуемо и обратное. Даже в том случае, когда прибегают к помощи опрометчивых гипотез, например, выдвинутой физиком Хью Эвереттом теории множества миров. Он считает, что могли возникнуть или всё ещё непрерывно возникают бесчисленные миры (Вселенные). Один из бесчисленного множества миров (универсумов) сохранил (случайно) условия, необходимые для развития жизни и, наконец, нас, людей.
Подобные спекулятивные рассуждения, которые позволяют обойти мысли о существовании Творца, едва ли реальнее теологических доказательств Бога, поскольку о произвольном множестве универсумов, возможно, обнаруживаемых математическим путём, физики никогда ничего не узнают.
Следовательно, каждому отдельному человеку предоставлена возможность верить научной, атеистической модели описания мира или в мыслях и в чувствах всё же открыться Богу.
(из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)
\ Мир Граля (45) №1, январь 2007
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев