«Основы вероучения Асатру» – это краткое изложение основ германо-скандинавской политеистической религии, известной также как Северная традиция, Асатру или Трот. В тексте рассмотрены основные составляющие веры: вопросы о богах и взаимоотношениях людей с ними, о мироустройстве, о моральных ценностях, о религиозных практиках, об отношении к различным общественным институтам и т.п. Цель данного документа – общее ознакомление всех интересующихся с религией Асатру (Трот).
Оглавление:
1. Общие сведения
1.1. Что такое Асатру (Трот)?
1.2. Название
1.3. Источники
1.4. История
2. Основные религиозные концепции
2.1. Боги
2.2. Мироустройство
2.3. Возникновение мира
2.4. Происхождение человека
2.5. Взаимоотношения с богами
2.6. Судьба
2.7. Удача
3. Религиозные идеалы
3.1. Смысл жизни
3.2. Нравственные ценности
4. Эсхатология
4.1. Рагнарёк
4.2. Понятие “души” и посмертного существования
5. Практика вероисповедания и элементы культа
5.1. Праздники
5.2. Символы
5.3. Обряд
5.4. Жертва
5.5. Святилище
5.6. Мистика и магия
6. Асатру в обществе и религиозная деятельность
6.1. Организации
6.2. Священство
6.3. Деятельность в обществе. Миссионерство
6.4. Отношение к семье и браку
6.5. Отношение к образованию и науке
6.6. Отношение к здоровью
6.7. Отношение к политике
6.8. Отношение к другим религиям
6.9. Отношение к гражданским правам и обязанностям своих последователей и священнослужителей
6.10. Как стать асатруа?
1. Общие сведения
1.1. Что такое Асатру (Трот)?
Асатру (Трот) – это современное название древней германо-скандинавской политеистической религии, в дохристианский период распространенной на территории современной Европы от Франции до северо-запада России. Корни этой религии следует искать в древнейшей истории европейских народов. В период своего расцвета она являлась религией населения древней Скандинавии, вплоть до христианизации этих территорий, поэтому в Асатру используется в основном древнескандинавская терминология.
1.2. Название
Слово «Трот» (troth) заимствовано из древнеанглийского языка и означает «верность, преданность», подразумевая верность и преданность богам.
Иное наименование нашей религии – «Асатру». Слово «Асатру» (ásatrú) наиболее употребимо и происходит от древнеисландских слов áss – букв. «бог» и trú – «вера, доверие». Таким образом, «Асатру» - это «вера в богов» или «доверие богам».
Последователи Асатру называют себя «асатруа», что в переводе с древнеисландского языка означает «верный асам». В русском языке для обозначения последователя Асатру (Трота) равнозначно употребляются слова «верный, верные». Вместе с тем в отношении лиц, исповедующих иную религию, не употребляется понятие “неверные”. Наименования «Трот» и «Асатру» являются равнозначными.
1.3. Источники
Поскольку прямая передача религии Асатру (Трота) от одного поколения верующих другому была прервана в эпоху средневековья, источниками знаний об этой религии являются:
- сохранившиеся литературные источники, содержащие сведения о мифологии, героическом эпосе и элементах религиозного культа. Среди них такие как “Старшая Эдда”, “Младшая Эдда”, саги, фольклор и прочие литературные источники германского и скандинавского происхождения;
- научные данные об истории, культуре, языке и других областях жизни народов, исповедовавших ее в древности (древние германцы и скандинавы).
При этом Асатру (Трот) не имеет священных книг. Такие литературные источники, как “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” являются наиболее авторитетными, но не рассматриваются как священные или боговдохновенные.
1.4. История
Зачатки представлений, позднее сложившиеся в религиозную систему, называемую сегодня Асатру (Трот), появились ещё на ранних этапах истории человечества. Тысячелетиями они развивались органично и естественно вместе с развитием самих народов, принимая разные формы в зависимости от множества обстоятельств, в которых оказывались предки современных европейцев. Так, наскальное изображение божества, имеющего некоторые черты Одина, верховного бога Асатру (Трота), датируется эпохой бронзового века (около 2000 лет до н.э.), а некоторые исследователи называют период около 4000 лет до н.э. эпохой возникновения культа Ванов (богов плодородия).
Однако древнейшим дошедшим до нас письменным источником мифологии и эпоса Асатру является «Старшая Эдда». Доподлинно неизвестно, кем и когда был составлен этот сборник стихотворных произведений, песни его датируются различными периодами и скорее всего до их записи много веков существовали в устной традиции, но в совокупности они рисуют нам выразительные картины космогонии, эсхатологии, мифологии, героических событий и “мудрости житейской” германских и скандинавских народов.
Второй по значимости письменный источник современных знаний Асатру — «Младшая Эдда», также называемая «Эдда Снорри», по имени ее составителя, Снорри Стурлусона. В ней можно выделить две части, первая из которых содержит описание основных мифологических представлений древних скандинавов, нередко ссылаясь на тексты «Старшей Эдды». Вторая часть «Младшей Эдды» представляет собой учебник по древнему искусству поэзии скальдов, содержащий также немало ценных сведений о мифологии Асатру. «Младшая Эдда» была составлена в третьем десятилетии XIII в. При этом цель труда, написанного уже в эпоху победившего христианского мировоззрения, была в основном просветительской: Снорри знал, любил и пытался сохранить вытесняемую новыми веяниями культуру предков. В это время древняя вера уже не практиковалась, по крайней мере открыто, проявления “веры предков” подвергались гонениям. Впрочем, это не означает, что древняя вера была начисто забыта: многие ее понятия были переосмыслены с христианской точки зрения, а порою и просто переименованы на христианский лад, без изменения своей сути. Немало преданий о сверхъестественных существах дожили до наших дней, сохранённые народной памятью. Даже в современном европейском христианстве сохранилось немало унаследованных издревле обычаев и обрядов. Тем не менее, концом эпохи открытого исповедания древней веры принято считать разрушение знаменитого языческого храма в Упсале (Швеция), произошедшее около 1100 года.
Началом возрождения традиционного мировоззрения можно считать уже упомянутый выше факт нахождения рукописи «Старшей Эдды». Примерно в ту же эпоху начинается период повышенного интереса к древнегерманской мифологии как ученых, так и широкой публики. Позже, в 1697 году, впервые был опубликован выдающийся литературный и исторический памятник Севера - собрание саг о норвежских конунгах, составленное тем же Снорри - «Круг Земной». В 1787 году начинается подготовка к первому книжному изданию «Старшей Эдды». Эта работа велась до 1828 года при непосредственном участии Якоба Гримма, старшего из братьев, знаменитых своим сборником древних сказок, являющих собой ни что иное как заботливо сохраненные в фольклоре древние представления. Якобу Гримму принадлежит также фундаментальный труд «Германская мифология» (1835).
Дальнейшее возвращение духа древней веры происходит уже не только в науке, но и в искусстве. Немецкий композитор Рихард Вагнер с 1854 по 1874 гг. сочиняет и ставит «Кольцо Нибелунга» - оперную тетралогию по мотивам одной из величественнейших германских легенд, норвежский художник Теодор Киттельзен отражает в своих картинах сохранившуюся народную веру в сверхъестественных существ, одушевленность природы - это, пожалуй, ярчайшие из многих фактов проявления традиционной религии в европейском искусстве конца IXX - начала XX века.
Возрождение Асатру считается состоявшимся с 1972 года, когда исландец Свейнбьерн Бейнтейнссон основал первую общину Асатру (Ásatrúarfélagið) в Исландии - европейской стране, одной из последних подвергшейся христианизации. С 1973 году Асатру (Трот) в этой стране существует как легальная религия.
В том же 1973 году Стивен Макналлен основывает Свободное Собрание Асатру в США. В 1980 г. известный исследователь Эдред Торссон основывает международную организацию «Рунная Гильдия». В 1988 году в США создается «The Troth» (Трот), ныне представляющая собой значительное и разветвлённое объединение. В период с 1994 по 1999 год организации Асатру (Трота) возникают в скандинавских странах.
В настоящее время организации Асатру (Трота) существуют практически во всех странах мира с преобладающим европейским населением.
Первая группа Верных на территории России была организована в 2004 году в г.Санкт-Петербурге. С тех пор количество приверженцев Асатру (Трота) постоянно растет в различных регионах РФ и ближнего зарубежья, но попыток легализации религиозных объединений Асатру до сих пор не предпринималось.
2. Основные религиозные концепции
2.1. Боги
Асатруа верят, что бытие во всем своем многообразии является проявлением многообразия божественных сил. Боги, олицетворяющие эти силы, являются самостоятельными личностями, каждый со своими функциями, атрибутами, различными качествами характера и сферой влияния. Человеческие судьбы тесно связаны с судьбами богов, а совершаемые человеком поступки когда-то уже были совершены богами. Боги живут, женятся, рожают детей, умирают, ссорятся и мирятся, решают различные проблемы, при том ни они, ни совершаемые ими поступки не могут быть однозначно охарактеризованы как исключительно негативные или позитивные. В их божественной сущности мы видим доступное нам отражение сложной системы взаимоотношений человека с природой и себе подобными, построенное на многообразии человеческих чувств, амбиций и устремлений. В многообразии божественных сил каждому асатруа может найтись один или несколько покровителей или примеров для подражания по его характеру и роду деятельности. При этом особое предпочтение одному или нескольким божествам не отменяет почитание остальных.
Пантеон Асатру (Трота) состоит из нескольких видов божеств. Среди таковых:
Турсы - древнейшие боги, называемые также великанами, наиболее связанные с силами неживой природы;
Ваны - божества живой природы и плодородия;
Асы - боги людей и мирового порядка;
Альвы - обожествленные предки и региональные божества.
Кроме названных, в мифологии Асатру (Трота) существуют “младшие” боги, такие как Дисы, Фюльгьи, Дверги и прочие сверхъестественные сущности.
Точное количество божеств Асатру (Трота) не поддается однозначной оценке. Богами, наиболее почитаемыми в Асатру (Троте), в большинстве случаев являются Асы, имеющие наибольшее влияние на личность человека и его взаимоотношения с обществом. Например, Один - верховный бог пантеона, Тор, Тюр, Хеймдалль, Бальдр, Форсети, Локи, а также богини - Фригг, Эйр, Гевьон, Сага, Снотра и т.д.
Среди Ванов наибольшим влиянием на судьбы людей обладают Ньёрд, Фрейр, Фрейя.
Некоторые верные чтят Турсов, таких как Трюм, Скади, Герд, морского великана Эгира и его супругу Ран, божеств солнца и месяца – Соль и Мани, дня и ночи - Дага и Нотт, Норн - богинь судьбы.
2.2. Мироустройство
Привычный человеку мир в представлениях асатруа является средним миром (Мидгард - срединная земля). Выше Мидгарда (на небесах) находится мир богов, ниже (под землёй) - мир мертвых, а вокруг него - внешние миры: Йотунхейм - обиталище Турсов, а также миры огня (Муспельхейм) и холода (Нифльхейм).
Основой Вселенной служит Мировое Древо - ясень по имени Лерад или Иггдрасиль, растущий сквозь все миры.
Обиталища различных божеств расположены в различных частях Вселенной, за пределами мира людей - Мидгарда. Так, Асы, Ваны и Альвы живут на небесах вместе с некоторыми из наиболее достойных умерших людей. Дверги, называемые также “Темные Альвы”, живут в подземном мире, там же расположено и царство мертвых Хель. Обычный человек не может при жизни физически пересечь границ Мидгарда и проникнуть в другие миры.
2.3. Возникновение мира
Обитаемый людьми мир (Мидгард) был создан богами-Асами во главе с Одином из частей тела убитого ими первосущества - великана Имира, в свою очередь появившегося в результате ряда космических процессов, проистекавших естественно, т.е. без вмешательства чьей-либо воли. Подробно космогония Асатру (Трота) описывается в произведении “Видение Гюльви”, являющемся частью “Младшей Эдды”.
2.4. Происхождение человека
Согласно мифологическим текстам (“Старшая Эдда”, “Младшая Эдда”), боги, некогда создавшие Мидгард, создали из деревьев и первых мужчину и женщину: Аска и Эмблу.
2.5. Взаимоотношения с богами
Божественный пантеон Асатру (Трота) воспринимается как совокупность одновременно внешних сил, составляющих окружение человека, и аспектов его собственной личности, сил его внутреннего мира. Гармоничное взаимодействие с божественными силами означает раскрытие соответствующих им аспектов личности во внутреннем мире и следование принципам, определяемым этими силами, в мире внешнем.
В Асатру (Троте) понятие «веры в богов» специфично. Помимо веры в существование богов и их способность влиять на человеческую жизнь, слово «вера» подразумевает ещё и нечто вроде взаимного договора между богами и людьми, позволяющего людям гармонично сосуществовать с природой и себе подобными. Таким образом, понятия “вера” и “верность” в Асатру (Троте) практически идентичны. Причастность к этому договору поддерживается у верующих в экзотерическом смысле посредством всевозможных обрядов, которые могут быть направлены на укрепление связей с богами, осознание божественных законов бытия, снискание божественной поддержки решений и действий, вопрошение воли богов и т.п. Духовность же асатруа составляет соблюдение однажды избранных божественных принципов и идеалов. Среди последних - свобода, уравновешенная личной ответственностью, верность нравственным ценностям и примеру божества-покровителя, активная жизненная позиция.
Духовный путь асатруа — это стремление к балансу между собственной и окружающей природой, под которой здесь понимается не только собственно живая и неживая природа, но и окружение человека вообще: люди, общественные нормы, условия жизни, деятельность и т. п. Баланс между внутренним миром и окружением человека означает реализацию своих желаний, устремлений и способностей на пути выполнения своего истинного долга. Обязательства, диктуемые долгом, могут быть не только взяты на себя добровольно, но и присущи человеку по факту своего рождения. Например, каждый мужчина по факту своего существования обязан оставить потомство — это долг перед родом, как, например, и долг защищать и умножать свою семью и собственность. Раскрыть свои способности, найти им полезное применение — долг перед человеческим обществом. Стать примером для потомков, оставив след в истории и судьбе мира вообще — долг, пожалуй, перед богами и Вселенной. В общем-то, можно поставить знак равенства между долгом и предназначением человека. Предназначение — то, для чего человек был рожден в этом мире. Исполнять свое предназначение — долг каждого из нас. Немногим дано знать свое предназначение, свою судьбу. Зато всем доступно ощущение«своего» дела, «своего» места, когда то, что ты должен делать, совпадает с тем, что ты хочешь. Это и есть тот самый баланс между собственной природой человека и его окружением.
Боги в Асатру (Троте) требуют от человека не соблюдения четко определенных норм, но осознанного и ответственного поведения с осознанием во всякий момент личной прижизненной ответственности за свои поступки. Таким образом, человеку предоставляется полная свобода решений и действий, но она не означает вседозволенности: напротив, боги ждут от человека взвешенных решений, обдуманных поступков, предвиденных последствий и готовности самостоятельно отвечать за них.
2.6. Судьба
В троте существует понятие «орлёг» (örlög) со значением “рок, судьба”, а также “первозаконы”.
С понятием судьбы также тесно связан образ норн – божественных существ женского пола, которые прядут “нити судьбы”, которые предопределяют судьбу и отмеряют доставшееся человеку наследие. Норны бывают разные по происхождению, от разных божественных родов (асов, альвов, двергов и т. п.). Норны могут быть “добрыми” и “злыми”, соответственно они дают людям “добрую” или “злую” судьбу.
В начале времён три норны - Урд, Верданди и Скульд - установили первозаконы, по которым существует мироздание и предопределили судьбы богов и существующего мира. В частности и то, что многим богам и миру надлежит погибнуть в Рагнарёк. Ни люди, ни боги не в силах изменить судьбу, определенную норнами - они вольны лишь выбирать, каким путем прийти к предначертанному.
2.7. Удача
В отличие от судьбы, за которой стоит жесткий детерминизм, удача - величина непостоянная: человек с «доброй удачей» должен постоянно подтверждать свою репутацию удачливого поступками. Его удача распространяется на ближайшее окружение, он может ее «дарить» или передавать по наследству после своей смерти. Однако обнаружить свою удачу во всей ее полноте возможно при предельном физическом и моральном напряжении, а также в качестве особого знака благосклонности богов.
В Традиции существует множество терминов и понятий со значением «удача», каждое из которых привносит свои оттенки смысла, но самым распространенным и обобщающим является «хамингья» (hamingja), одновременно означая и личную удачу, и ее персонификацию, духа-хранителя.
Из-за «злых дел» (преступлений, предосудительных деяний) человек может утратить свою удачу, стать невезучим, что может означать его неприятие в обществе - «с кем поведешься, от того и наберешься».
Можно сказать, что удача - это способность добиваться поставленных целей, находясь в такой гармонии с миром, кода сам естественный ход вещей становится не препятствием, но подспорьем в достижении намеченного. Удачливость, наряду с мудростью, является одним из ценнейших качеств человека, работа над совершенствованием которого не прекращается никогда.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев