Именно смерть имеет самую важную роль в судьбе человека. Некоторые хотят от нее скрыться, другие стараются не замечать и лишний раз не говорить о ней. Но она всегда приходит, хоть порой и очень неожиданно. И в мифологии славян мы тоже можем найти упоминание о смерти.
Мара была богиней смерти у славян. Ее также называли Мараной или Мореной. Одни утверждали, что Мара - это дочь самого Кощея, владыки царства Нави. Другие же молвили, что она его жена. Также можно найти упоминание о том, что Жива, Лада и Марала - это дочери бога Сварога, рожденные из искр, которые сыпались от молота при ударе об камень Алатырь.
Богиня Мара у славян - воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имена "Марана", "Марена" действительно родственны таким словам как мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть. Существует мнение, что Мара - это мать изначального огня, то есть "ма" - мать, "ра" - огонь.
Ее символ - серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная луна. Легенды рассказывают как морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Владение Мары разбросаны по всему свету, но наиболее любимыми и известными являются ледяные скалы на далеком севере, где она особенно любит уединяться. Кроме того, у нее есть еще и зеркальный дворец за черной бездонной рекой Смородиной разделяющей границы Яви и Нави. Страшный заколдованный Калинов мост перекинут через Смородину реку. Охраняет тот мост ужасный многоглавый змеи-дракон.
Мара представлялось славянам как светлокожая темноволосая черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платье всегда были пронзительно лазурного цвета с белыми кружевами. По другим источникам в зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью - эта молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами в белых и лазурных одеждах, искрящихся свете луны. А в конце зимы - старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Безусловно, зима - это физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей погибших от зимней непогоды.
Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму. В праздник масленицы во время весеннего равноденствия мы сжигаем соломенное чучело Мары, чтобы к нам поскорее пришла долгожданная весна. Но даже после ухода зимы с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян - это злые духи болезней. Они носят голову подмышкой и бродят по ночам под окнами домов, шепчут имена домочадцев. А кто отзовется на голос мары, тот умрет. Марами также пугали детишек. Маленьких и слабых они могли утащить и убив, сделать такими как они.
Также, темная богиня водила дружбу с Ягой - женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богини смерти спускаться в Навь мир, в который по законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство: контроль над стихиями и различными энергиями.
Мара способна прекращать течение времени в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь, даже у бессмертных существ в том числе и у богов. С другой стороны, она также способна даровать бессмертие. Как и большинство богов Мара превосходная волшебница способная полностью изменять окружающий мир, но лишь на время.
Сложно сказать насколько негативно или позитивно славяне оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. Скорее всего она воспринималось как существо стоящей выше таких понятий как добро и зло. Хотя в славянских сказках и былинах она неизменно предстаёт злодейкой. В них она может принимать облик других девушек, принять богатырей и напакостить главным героем. Но неизменно добро побеждает зло и Марана оказывается проигравшей. У Марены не было святилища, как у других богов. Ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например во время болезни или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все, что было в этом месте (камни, алтарь и сам идол) сжигалось или топилась в воде. Атрибуты Мары - холод, зима, смерть, тлен, мрак и разрушения. Ее персональный символ - поток замерзшей воды, так называемые воды Мары.
Мара
Славянская мифология наравне с божественным пантеоном других народностей воспевает положительных и отрицательных персонажей. Языческие кумиры вызывали трепет у наших предков. Поклонение им сопровождалось жертвоприношениями. Богине смерти древние славяне преподносили лучшее из того, что имели, чтобы защитить близких.
Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Им жались человеческие жизни. Черная Луна и черепа присутствовали на изображениях персонажа. По утрам Мара покушалась на солнце, но лучи светила прогоняли ее. Мара олицетворяла смерть, зиму, ночь, связанные с угасанием жизненного огня, негативными символами, злом и тьмой. Сопровождая переход в мир мертвых, она также присутствовала при обряде вызова дождя и смене сезонов, ведущей к увяданию живого.
Дочь Лады и Сварога, Морена меняла облик в соответствии со временем года, представая то прелестной девушкой, то невыносимой старухой. Престарелая поклонница зимы не хотела уступать место цветущей весне и прибегала к хитрым уловкам, чтобы продлить холода. Обряд сжигания Масленицы произошел из этого поверья. Люди прогоняли Мару, призывая тепло и солнце.
Имя героини – производное от слова «мор». Древние славяне связывали ее появление со смертью людей и животных. Забирая души смертных, она позволяла переродиться и появиться на Земле вновь. Легенды модифицировались со временем, и магия богини стала забываться. Зато страх перед смертью, заложенный на уровне инстинкта, остался.
Славянские легенды не дают характеристики Мары. Несмотря на смену облика, она не демонстрировала приверженность темной или светлой стороне бытия. Славяне боялись богиню, потому что считали угрозой для жизни. Она забирала жизнь и дарила вновь. Мара обладала волшебными способностями. Ей было подвластно время. Смерть и жизнь людей и богов были в ее руках. Чтобы угодить Маре, люди носили оберег, вышивая его на одежде или вырезая из подручных материалов. Богиня обладала способностью изменения мира, но не на постоянной основе.
Мара любит ткать. Она играет с нитями, как с жизнями людей, обрезая их и следя за направлением падения. Богам вроде Морены не принято поклоняться. Если ей хотели воздать молитву, то сооружали идола на земле, обкладывая камнями. После обряда все, что использовалось, сжигали или топили.
У Мары есть слуги-призраки – маары. По ночам они блуждали по домам людей и шептали их имена. Отозвавшийся на клич должен был умереть. Некоторые поверья гласят, что маары живут за печкой и приносят в дом неприятности. В сказках и былинах Мара выступает женой Кощея Бессмертного и чинит препятствия положительным героям и богатырям.
Славянская мифология известна хитросплетениями. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара – дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня – дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная.
Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.
По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине (Бабе Яге) и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы. Она предложила себя взамен красавиц. Кощей влюбился и согласился на обмен. Мара раскрыла Кощею секрет: она знала, где сокрыта смерть злодея. Он пообещал жениться на ведунье, чтобы та смолчала о великой тайне.
Опоив Кощея, Мара вернулась в свой мир и вышла замуж за Даждьбога. Союз продлился недолго. В финале богиня осталась в гордом одиночестве. По легенде, женщина произвела на свет тринадцать девочек от Змея, под личиной которого подразумевают Чернобога.
По весне Мара слабеет, так как защищаемые ею ночь и зима идут на спад. Холод сменяется теплом. Мару называют одноглазой кикиморой, намекая на то, что от нее почти ничего не осталось и пора убираться восвояси. Былины гласят, что Мару сделал одноглазой Ярило, вздернув богиню на вилах. Покровитель солнца прогонял соперницу, давая путь новой жизни.
Наши предки верили, что в праздник Мары богиня проводит их по Калиновому мосту, соединяющему мир Яви и Нави. Под мостом бежит река Смородина. Переправа соединяет жизнь и смерть, зиму и весну. Древние славяне в этот день сжигали чучело, прогоняя заморозки. Праздник Мары стали звать Масленицей лишь с момента принятия православия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1