Одним из наиболее примечательных персонажей исландского фольклора, связанных с Йолем, временем зимнего солнцестояния, является Йольский Кот (Jólakötturinn). Это кот пугающе огромных размеров, по меньшей мере, ростом с быка, а порой его описывают как достигающего верхушек деревьев и крыш скромных крестьянских домиков. Йольский кот обитает высоко в горах вместе с великаншей Грилой, её мужем, ленивым троллем Леппалуди и их сыновьями – Йольскими Парнями, Йоласвейнарами. Согласно исландской традиции, Грила похищает непослушных детей и готовит себе из них жаркое. Примерно те же функции выполняет и Йольский кот. В холодные зимние ночи в канун Рождества (другими словами - во время Йоля) на своих мягких лапах кот спускается в долины, бродит по лесам, заходит на улицы посёлков и небольших городков. Там он ищет детей, у которых нет появилось обновки к Йолю и съедает их угощение, а иногда съедает и их самих. О тех, кто всё же остался без новой одежды, в Исландии говорят: «он надел на себя йольского/рождественского кота», то есть навлёк на себя проблемы.
Объяснение этого мифа связывается с реалиями суровой жизни в Исландии, где большое значение имеет овцеводство, разведение овец. Осенью заканчивался сезон стрижки овец и скапливалось большое количество шерсти, которое перерабатывалось в пряжу, из которой затем вязали тёплые вещи на зиму. Предание про Йольского кота, который съедает детей, оставшихся без обновки, стимулировало женщин активнее работать над пряжей, так, чтобы каждый ребёнок получил к Рождеству новые варежки, свитер или тёплые шерстяные носки. Тем же, кто всё-таки по какой-то причине остался без обновки, их зачастую преподносили в подарок, таким образом поощрялась и благотворительность: история Йольского кота являлась средством против лени и жадности.
Исторически рассказы про Йольского кота были записаны только в 19 веке, но сам образ имеет старинное происхождение. Возможно, он восходит ещё к кошкам Фрейи, ведь скандинавская богиня ездила в колеснице, запряженной кошками. Существуют и другие рождественские персонажи, которые оказываются животными, например, знаменитый скандинавский Йольский козёл. В странах Северной Европы издавна во время Йоля по домам ходили ряженые, одетые в костюмы козла, и сам Рождественский дед, олицетворение всех волшебных, магических сил этого времени, рассматривался в образе козла, а не длиннобородого старца. Он мог выпить всё пиво в доме в качестве угощения, похитить и съесть проказливых непослушных детишек. Поэтому рождественский зверь является элементом мифологии большинства североевропейских народов.
Хотя кабинетные учёные уверены, что эти рассказы про Йольского кота сложились лишь к 19 столетию, на самом деле они намного древнее, поскольку в них чувствуется глубокая архаика, весьма отдалённое прошлое. Как рассказывает «Сказка про Йольского кота»:
«Он ходил по нашей земле, когда Йоль еще не был Рождеством Христовым, а был просто Йолем. Этого Кота не убить. Он меряет пустоши хозяйским шагом, а где видит жилье – крадётся, словно загробная тень, скользит змеей, прячется за сумерками. Хотя рост у него изрядный. Съесть человека на обед для него – ничто, сущий пустяк. Он терпеливо сидит в засаде, древний убийца, и всегда появляется неожиданным. Он может исчезнуть в одном месте и сразу объявиться в другом, за сотни миль. Такие случаи бывали. Любая собака при виде его сомлеет, даже самая свирепая. Иная же - околеет враз. Огонь ему не страшен – пройдет сквозь него, и будет таков. Вода замерзает, стоит ему подуть на нее сквозь усы. Клыки и когти у него остры, как сколы льда. Он – один из могучих духов этой страны, без чьего соизволения ни один корабль не пристанет к исландскому берегу».
Йольский кот является одним из любимых сказочных персонажей в Исландии. Наиболее известное литературное произведение про Йольского кота, стихотворение «Jólakötturinn» написал исландский поэт и писатель Йоуханнес из Катлара, опубликовав его в своём сборнике «Jólin Koma», «Йоль Идёт» в 1932 году:
Послушай легенду одну,
Певали её у огня в старину,
Детишек пугая... О том, что раз в год
Йольский приходит кот.
Не знает никто, где он месяцы спит,
Где острые когти и зубы точит,
Но точно одно - когда ночь длинна,
Люди лишаются сна.
И вовсе неважно, богат ты иль нищ,
Ведь кот не пропустит и бедных жилищ:
И для тех, чью одежду проела моль,
Невесёлый наступит Йоль...
Вечерами недаром холстину ткут,
Или яркую шерсть веретенцем прядут -
Чтобы в самую длинную ночь в году
Не попасться на ужин коту.
Тех, кто ленился и руки щадил,
Не работал, не сеял, не прял и не шил,
Кто в безделье провёл уходящий год,
Тех он убьёт, кот.
Позднее певица Бьорк подобрала музыку к этому стихотворению, а затем другая исландская певица Рагхейдюр Грёндаль (Ragga Gröndal) сделал на неё ковер. Кроме того, история Йольского кота теперь является частью традиционной исландской культуры, в том числе и в популярном варианте, побуждая в рождественские дни ходить по магазинам, чтобы покупать сделанные из шерсти обновки для себя и своей семьи.
Йольский кот, который съедает ленивых и нерадивых детей и их родителей, но никогда не трогает тех, кто прилежно трудился, является символом стихийной, йотунской, первозданной природы, которая остаётся во многом загадочной и неподконтрольной для человека, он выступает как олицетворение зимы с её опасностями, ледяными когтями холода, вкрадчивым дыханием вьюги. Природа дружески или по меньшей мере терпимо относится к тем, кто соблюдает её законы, жестоко наказывая тех, кто их преступает, воплощая свои разрушительные силы в мистических персонажах, подобных Йольскому коту, который, являясь бедствием для одних, для других оборачивается желанным и добрым гостем.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев