Ульские курганы (Уляпские курганы) - древний курганный могильник, расположенный возле современного аула Уляп в Республике Адыгея.
Могильник функционировал в так называемый «скифо-меотский период» и датируется VI-IV веками до н.э.
Исследование Уляпских курганов началось еще до революции, когда в 1898, 1909 и 1910 годах профессор Николай Веселовский раскопал здесь 9 курганов эпохи бронзы. На вершине самого большого из них (его основное погребение было начисто ограблено еще в древности) он обнаружил устроенную скифами «ритуальную площадку» - деревянную платформу с шатровым бревенчатым перекрытием. При этом с трех сторон насыпь подрезалась вертикально, а с четвертой оставлялся пологий пандус.
На этой «площадке» были обнаружены следы жертвоприношений и тризны, а также «дары богам» - оружие, украшения, детали упряжи, котлы и останки жертвенных животных. Вокруг "площадки" лежали костяки 50 коней (по числу недель в году), а у подножия кургана - еще 360 (по числу дней).
Все находки характеризуются так называемой «скифской триадой» во всех ее проявлениях - типичный для скифов набор оружия, конской упряжи и украшения, выполненные в «зверином стиле». Из числа находок Н.Веселовского наиболее интересными стали два литых бронзовых навершия в виде голов грифонов и самый крупный, из когда-либо найденных в южной части России, бронзовый котел диаметром около метра.
А всего в километре от курганов, раскопанных Н.Веселовским, стояла другая группа курганных насыпей, изучение которой началось гораздо позже и лишь благодаря тому, что весной 1981 года местный тракторист при весенней пахоте выпахал бронзовый котёл, который передали в краеведческий музей Адыгейской автономной области в город Майкоп. Эта находка, датированная V–IV вв. до н.э., по всем признакам говорила о наличии здесь богатого захоронения.
Поэтому уже осенью 1981 года археологи Кавказской археологической экспедиции Государственного музея Востока начали исследовать эту группу курганов. Раскопки проводились под руководством Александра Лескова.
В 1981 году был раскопан первый курган, а в 1982-1983 гг. были исследованы остальные курганные насыпи. Причем история повторилась - как и у Н.Веселовского, на вершинах нескольких, скорее всего меотских, курганов эпохи бронзового века были найдены скифские «ритуальные площадки»...
Так в «кургане №1» (раскопки 1981 года) была возведена «ритуальная площадка» где нашли железный меч, отрубленные правые руки двух человек, четыре чаши из человеческих черепов, бронзовые котлы с костями жертвенных баранов, костяки быков и коней, украшения, оружие, серебряный бронзовые и разбитые керамические сосуды, 4 амфоры и две деревянные статуэтки, обитые золотом и серебром, известные как «Золотой олень» и «Серебряный вепрь». Сама «ритуальная площадка» еще в древности, после совершения обряда, была прикрыта землей, слоем из 40-50-ти сантиметров. Все ее содержимое, в деталях, иллюстрируют обряд жертвоприношения североиранскому «Богу войны» или, как его называл Геродот «скифскому Аресу».
В соседнем святилище - «кургане № 4» (раскопки 1983 года) среди находок были обнаружены два ритона (сосуда для питья) – знаменитый серебряный ритон в виде крылатого коня («ритон с протомой Пегаса») и золотой «ритон с головкой львицы». А рядом с ними находилась золотая гривна из чистого золота весом почти в килограмм.
И, что важно, серебряный ритон в виде крылатого коня, скифы принесли в жертву своим богам как настоящего коня - в соответствии с требованиями древнего индоиранского обряда Ашвамедхи: они отсекли ему правую ногу и вырвали левый глаз. В таком виде он и был брошен на землю...
Также в «кургане №4» были найдены многочисленные золотые нашивные бляшки, «предметы, сделанные в зооморфном стиле» и две панафинейские амфоры. Надо отметить, что такие амфоры - очень редкие находки, как к тому времени на территории бывшего СССР было найдено всего шесть таких амфор, а с уляпскими их стало восемь.
А вот в «кургане №5», вокруг «ритуальной площадки», лежало множество лошадей в сбруе. На них было обнаружено большое количество бус – ожерелья были из тёмно-синего стекла с изображением глаз. Среди них оказались финикийские бусы с тремя ликами – белым, чёрным и жёлтым лицами из цветного стекла, будто сделанные современными мастерами. В центре этого ритуального комплекса вкопан низкий столбик, в который был воткнут меч. Интересно, что на этом столбике были приколоты два диска – серебряный диск, на который крепился золотой с лицом Медузы Горгоны.
Кроме того в «кургане №5» археологи нашли несколько сот золотых нашивных украшений в виде различных цветов и животных – мифических грифонов, шагающих оленей и многие другие предметы.
Всего в Уляпе были открыты 7 таких скифских «ритуальных комплексов», посвященных, вероятно, основным скифским богам.
Третий этап изучения могильника в Уляпе - раскопки 2007 года, которые проводил все тот же Музей Востока под руководством В.Р.Эрлиха. Тогда удалось обнаружить «меотское святилище», множество оружия с золотыми и серебряными украшениями в зверином стиле, конские захоронения (причем в самом большом кургане было найдено 410 костяков лошадей).
Но какой же народ оставил Ульские курганы? Здесь мнения специалистов сильно разнятся...
Так, например, советские археологи Н. В. Анфимов и Б. Н. Граков считали их памятниками меотов, а А. И. Тереножкин и В. Л. Ильинская связывали их со скифами.
Последние раскопки Эрлиха с одной стороны, подтвердили мнение об их вероятной принадлежности к меотам, а с другой - показали «всестороннее влияние, оказанное кочевниками-киммерийцами и ранними скифами на местные оседлые меотские племена».
А, может, было и так - к жившим в этой округе еще с бронзового века меотским племенам пришли ираноязычные кочевники - скифы, которые завоевали их, уничтожили местную знать и «сели им на голову». Ведь именно отсюда, с закубанских равнинных пастбищ, они совершали свои походы в Закавказье, в страны Передней Азии; сюда же они возвращались из этих походов...
Так и появились на местном меотском могильнике (с грунтовыми могилами простых людей и курганами меотской знати), существовавшем с бронзового века, «ритуальные жертвенные площадки» воинственных ираноязычных кочевников, поклонявшихся мечу, щедро подносивших своим богам различные дары, гадавших на военную удачу и убивавших там своих пленников...
Кстати еще более масштабные жертвоприношения были совершены в курганах III-II до н.э. расположенных у соседней станицы Тенгинской (раскопки В.Эрлиха). Здесь, на таких же жертвенных площадках, как и в Уляпских курганах, были найдены большие скопления останков принесенных в жертву людей и животных (по преимуществу лошадей и крупного рогатого скота), разнообразные жертвенные дары в виде сосудов, украшений и предметов вооружения.
Причем антропологи обратили внимание на отличие антропологического типа людей, принесенных в жертву и тех, кто был похоронен в соседних могильниках...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев