Осина известна как одно из деревьев, забирающих любую энергию — и положительную, и отрицательную. В языческой же традиции, осина имела благое значение дерева, исполненного избытка жизни и препятствующее злу.
Астрологически осина — дерево Сатурна. Наиболее активна осина с 14 до 18 часов и в прохладное время. Энергию осины можно сравнить с сильным холодным душем. На Руси не строили домов из осины, чтобы не навлечь на домочадцев постоянные напасти и болезни. Удар осиновой палкой по человеку или скотине мог закончиться их параличом. Связано это было с тем, что жизненная сила человека вытягивалась деревом. Всем известно, что неупокоенным мертвецам вбивали в грудь осиновый кол, тем самым вручая им билет в один конец — в мир мертвых. С той же целью в костры и могилы клали осиновые крестики — чтобы душа умершего могла как можно скорее добраться по прямому пути (осина — и есть путь, канал) на тот свет.
В былинах встречается упоминание о том, что побежденную Бабу-Ягу придавливают к земле осиновыми корнями, т.е. отправляют в мир Нави. У восточных славян есть сказка об обгоревшей осине, за которой путнику мерещился дом. Путник проводил в нем ночь, общался с хозяевами, а наутро выяснял, что ничего подобного не было, а сам он ночевал на земле. Т.е. осина выступала в роли «ворот», проводящих живое существо в нижний мир.
Осина работает как односторонний проводник. Поэтому считалась, что ветка осины, брошенная колдуном перед человеком, собьет последнего с дороги. Тропинка, по которой леший заманивает к себе, также устлана осиновыми ветвями.
Если кто-то хотел покинуть раз и навсегда родные, но опостылевшие места, то ему следовало надломить ветку осины близ дороги, приговаривая: «пойду и осиною заломлю дорогу». Таким же способом отваживали русалок, топчущих хлеб. Колдуны, желающие обернуться в волка, перекувыркивались через осиновый пень, тем самым преодолевая барьер между миром Яви и Нави. Колышек же осины, вбитый под основание дома, не давал возможности спокойно жить в нем, являя собой постоянный канал, ворующий силу, достаток и здоровье у хозяев, и раздражающий домового.
Несмотря на такое «дурное» прошлое, осина выступала незаменимым помощником для контактов человека с потусторонними силами. Все, что угодно, можно использовать и во благо, и во вред — конечный результат зависит от цели. Осина со своей «проклятостью» опознает чуждое человеку, то, что приходит извне, из другого мира. Она не пропускает в наш мир существа Нави, но служит отличным проводником из нашего мира в мир мертвых. Эта способность осины использовалась во многих сферах жизни людей.
Осиновыми палочками подбирались предметы, на которых, как полагали, была наложена порча, и бросали в костер из осиновых же дров. Осиновой палкой очерчивали круг, если приходилось ночевать в лесу, и тогда можно было не опасаться проделок лешего. Когда становилось известно об угрозе эпидемии холеры, по четырем концам селения втыкались в землю свежесрубленные деревца осины, ограждающие людей от зла (болезни). В колыбель ребенка втыкали несколько осиновых прутиков, защищая малыша от дурных снов и слов. Заключая договор с лешим, стояли на стволе осины; на осиновые ветки или в осиновое корыто клали подмененного навьими существами ребенка, а затем били его, чтобы те поскорее забрали подменыша назад, и вернули родное дитя. В хлеву втыкали веточки осины, а телящимся коровам привязывали к рогу кусочек этого дерева, чтобы уберечь молоко. В случае предсмертной агонии колдуна или просто человека, считавшегося грешником, в потолок или крышу дома вбивали осиновый кол, чтобы облегчить «уход» в мир мертвых (по христианским поверьям, чтобы черт легче мог забрать душу).
На осину в народной медицине без ущерба для дерева сводили болезни, особенно лихорадки. «Передавая» болезнь дереву, просили: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!» Осиной же болезни «забивались», «пригвождались» и на ней «переносились» на другие объекты. Для этого несколько волос и ногтей больного заколачивали в осиновый ствол или же просили больного коснуться дерева и гнать болезнь взашей; иногда развешивали на осине одежду больного или втыкали осиновый кол на то место, где случался эпилептический припадок с человеком. От судорог в ногах считалось хорошим средством приложить к ним осиновое полено. При головной боли хорошо постоять недолго рядом с осиной, прикоснуться к ней — боль становится слабее. Подобный же эффект оказывают осиновые спилы, положенные на больную часть тела. Регулярное общение с деревом также нормализует артериальное давление. При припадках эпилепсии у детей в косяк двери на уровне головы ребенка забивались волосы и ногти. Считалось, что как только ребенок «перерастет» отмеченное место, так болезнь отпустит его.
Иногда в обмен на здоровье человек давал обещание не наносить осине вреда — не ломать ее ветвей, не рубить, не жечь.
Известно и другое, не менее ценное свойство осины — она почти не подвержена гниению, даже соприкасаясь постоянно с водой и землей. Она легко отделяет «нижнее» от «верхнего», служа воротами, через которые не пройти. Поэтому, например, положенные в основу бани осиновые бревна позволяют баннику (одному из представителей мелкого народца) спокойно обитать близ человека, но не позволяют ему приводить к себе «гостей» и «родственников» из нижнего мира. Эта же особенность построения бани сделала ее незаменимым местом для родов, когда нарушается привычная граница миров, и обрядов очищения.
В быту из осины, стойкой к воде, делали корыта, кадушки, шайки; кора применялась при дублении кож, а также для получения желтого и зеленого красителя.
Зимой охотники использовали осиновую кору в пищу, снимая усталость и повышая выносливость при длительных и тяжелых переходах. Корой и молодыми побегами кормят домашний и промысловый скот. С цветков осины пчелы собирают пыльцу, а с почек — клей, который перерабатывают в прополис. Осиновые веточки, положенные в квашеную капусту, не дают ей бродить. При сжигании осины в русской печи прочищается дымоход от сажи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев