История создания мира
В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.
Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.
Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла. (Аск и Эмбла)
За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.
Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.
Структура мира
Вальхалла - зал павших воинов
Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.
Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.
Миры-страны
Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
Ётунхейм — мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда.
Льесальвхейм — мир светлых альвов.
Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм — подземная страна цвергов.
Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.
Географические термины
Биврёст(Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие войны.
Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
Железный лес — одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
Ходдмимир — роща в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде. Пантеон
В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.
Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.
Ваны — боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.
Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
Альвы — духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дварфов (гномов) и тёмных — цвергов.
Норны — три богини человеческой судьбы.
Урд («судьба»).
Верданди («становление»).
Скульд («долг»).
Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.
Брюнхильд — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
Гейрскёгуль
Гёндуль
Гунн
Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
Труд (rr) — дочь Тора и Сиф.
Скёгуль
Хильд
Мифические существа
Валькирии. Рис. Петера Арбо
Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
Велтиезмир — животное-мир.
Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
Квазир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
Рататоск — белка Рататоск, связующее звено, посредник.
Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возраждается снова.
Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина.
Тангиост и Тангризнир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев