Пиво - традиционный напиток, изготовляемый из солода, воды и хмеля путем брожения и варения; употреблялся в составе обрядовых трапез, на общественных праздниках и т. п. Прототипом современного пива были ол (олуй, олус), который варился из ячменя с добавлением хмеля и полыни; квас, который готовили из ячменя или ржи, без трав, и который был более густой и хмельной; брага, варившаяся из овсяного (или ячменного) солода, распариваемого вместе с хмелем в печи. Брагу и ол пили горячими. Термин пиво (от глагола пить) в X-XII вв. применялся только по отношению к питьевой воде и лишь с конца XII-XIII в. стал использоваться в сочетании твореное пиво для обозначения всех хмельных напитков, получаемых из зерна. У южных славян пиво практически вышло из употребления, уступив место вину и ракии (водке); нет и самого слова пиво, хотя сохранился старый термин оловина (серб.). У западных и восточных славян пивоварение непрерывно продолжалось, обогащаясь традициями соседних народов. В Чехии пивоварение имеет свои древние традиции и рецепты. У словаков оно стало распространяться с X-XI вв., однако потребление пива по сравнению с другими напитками было и оставалось до сих пор сравнительно низким, повышаясь только во время постов, когда пиво заменяло запрещенное в это время молоко. В приготовлении пива участвовала либо вся крестьянская община, либо отдельная семья. У русских пиво и брага, приготовляемые к общим сельским празднествам, на мирскую складчину, назывались «молеными»; напитки эти сливали в бочки при зажженных восковых свечах, перед иконами и обязательно с молитвой. Ржаной солод, хмель и разные съестные припасы для приготовления угощения собирали со всех дворов за несколько дней до праздника. Известна половозрастная дифференциация при варке пива: к братчинам готовили обычно женатые мужчины, на Духов день - замужние женщины, на Покров день - девушки. Приготовление пива сопровождалось магическими действиями и соблюдением ряда запретов. Закладывая в сусло хмель, хозяин трижды, приплясывая, обходил чан со словами: «Ну-ко, хмелюшко, принимайся за пиво! Будь пиво пьяно, а гости веселы» (рус. Новгород.). В русских обрядовых песнях говорится о причастности сакральных персонажей к приготовлению пива: «Сам Бог меды сыциць, Илля пива вариць». Пиво наряду с другими хмельными напитками (медом, брагой) являлось непременным атрибутом и символом праздника: «праздник любить - пиво варить», «в праздник и у воробья пиво». Выражение «надо уж и пиво варить» означало скорое наступление праздника, а выражение «пиво уж сварено» говорило о том, что торжество обязательно состоится.
Крестьянская свадьба не бывала без пива и браги, и выражение «заварить пиво или брагу» означает «готовиться к свадьбе». Пиво использовали в любовной магии. Девицы, желавшие поскорее выйти замуж, тайком ставили в печь корчагу и заваривали в ней солод; когда он поспевал, корчагу выносили за ворота и там спускали сусло, в надежде, что прежде, чем окиснет пиво, приедет жених свататься, и этим самым пивом придется его потчевать. С пивом гадали о характере невесты: перед отправлением жениха к невесте его мать надевала вывернутую шубу, трижды обегала вокруг запряженного экипажа и лила пиво или квас в глаза лошадей: если кони при этом только хлопали глазами, то верили, что невестка будет незадачлива (бел. витеб.). Согласно примете, если пиво к свадьбе сварится удачно, то молодые будут жить счастливо (рус. нижегород.). Пиво, приготовленное на свадьбу, не давали до венчания пить посторонним из опасения, чтобы те не «испортили» жениха и невесту (рус. Новгород.). Пивом из одного стакана поили молодых на брачном ложе, «чтобы водворить между ними взаимную любовь» (рус. архангел.). В Пермской губ. в первые недели Великого поста замужние женщины ходили по домам, где есть молодая, и поили ее пивом, принимая тем самым в свою половозрастную группу. У чехов пиво подавали при сватовстве, им угощали подружек невесты на девичнике, пивом подружка невесты трижды потчевала жениха, приехавшего за невестой, после чего угощала и остальных. Пиво входило также в состав угощения на родинах и крестинах. У поляков после крещения ребенка кум угощал куму медом, всех остальных - пивом или вином, водку по этому случаю пить не полагалось. Родители новорожденного посылали кумовьям среди других угощений пиво; женщины приносили пиво роженице «в угол», «за занавеску» в первые дни после родов (морав.). В Вятской губ. во время проведывания роженицы соседками происходило взаимное угощение пивом. Кумовья посещали роженицу на 4 или 6 день и привозили ей угощение, в том числе кувшин пивного супа; в доме их в свою очередь угощали пивом и домашним хлебом. Пивом угощали кумовьев до и после крещения ребенка (чеш.).
Основным напитком на похоронах и поминках считалось подслащенное медом пиво или брага (в.-слав.). Пиво, водку и приготовленную еду носили на кладбище на Радуницу и другие календарные поминки: принесенное раскладывалось на могиле, а потом съедалось и выпивалось (рус). В Тотемском уезде Вологодской губ. в дни поминовения умерших родственники поливали их могилы пивом. Пиво и хлеб оставляли на столе для душ умерших, которые, как верили, приходят домой в Dusni vecer (словен.). Нельзя было пить пиво, а также другие алкогольные напитки после соборования, если больной неожиданно выжил, так же как нельзя ему было есть мясо, носить цветные одежды, вступать в брак и др. (рус. Новгород.).
Пиво входило в состав угощения на многие календарные праздники и общественные обряды. На Русском Севере (Белозерье), где ни одно застолье на крупные праздники не обходилось без пива, их обобщающим названием было «пивные праздники». Пиво начинали варить заблаговременно - примерно за неделю до праздника - всей общиной. Каждый участник получал свою долю пива, которую, принеся домой, мог крепить при помощи дрожжей и сахара. Крепленое пиво имело свое название - кумушка. Пили на этих праздниках из одной большой чаши, которую пускали по кругу. Мораване подавали пиво на трапезе в Сочельник. У поляков на можжевеловом пиве замешивали обрядовый новогодний пирог nowolatko. Широко использовалось пиво на масленицу. У русских возили в санях по деревне пьяного мужика, представляющего масленицу: в руки ему давали штоф с водкой и чарку, а рядом ставили бочонок с пивом и короб со съестными припасами. В Словакии и Моравии в Пепельную среду кропили пивом положенный на землю контрабас, изображая его «похороны», таким образом прощаясь с развлечениями и музыкой до Пасхи; во время поста пели песни о том, что после выноса чучела Морены из села «наварят черного пива и напоят Старостина сына». Во время троицких гуляний обильно поливали пивом деревце «май», «посаженное» на крышу дома самой красивой и богатой девушки, которая пожертвовала больше всех денег на праздник. Некогда у полабских славян был обычай, согласно которому мужчины к Успению Богородицы привозили из леса дуб, обтесывали его в виде четырехугольного столба и устанавливали на возвышенности, укрепляя на нем крест с железным петухом, отчего он и назывался Kreuzbaum. Вокруг этого сакрального столба, в частности, староста прогонял скот, а потом кропил около дерева пиво и благословлял скот. В трудовых обычаях пивом, как и другими алкогольными напитками (вином, медом), отмечали начало и конец многих этапов работы, например, выпивали после засевания, первой пахоты, после закладки дома, возведения крыши, окончания постройки дома, при зажине, по окончании жатвы и т. п. Особенно торжественными были дожинки, на которых устраивали настоящее пиршество: было вдоволь и пива, и меда, и саламахи (напиток, приготовляемый из водки, меда, слив и вишен). Приступая к запашке полей под озимые, русские крестьяне заваривали пиво или брагу и назначали ближайший праздничный день для служения общественного молебна, после которого ели освященное мясо и выпивали.
Пиву приписывалось магическое и лечебное действие. Считалось, что пожар, возникший от грозы, можно гасить пивом, квасом или молоком, сывороткой, но не простой водой. В качестве лекарства роженице давали пивной суп, т. е. старое пиво, сваренное с сахаром, желтками яиц, сметаной и небольшим количеством муки (морав.). Если пиво портилось и прокисало, верили, что это происходило от чар ведьм или от бури: иногда советовали во время бури класть по краю сосуда с молодым пивом крапиву, которую называли «громовой» (hromove zehavky - чеш.). Как и другие хмельные напитки, пиво связано с нечистой силой. По легенде из Владимирской губ., секрет приготовления пива поведал мужику черт (ср. поговорку: «В вине и пиве бес сидит»). Пиво употребляют якобы и демонические персонажи. В качестве жертвы гуменнику в праздник Покрова относили ведро пива на ток и оставляли его там на несколько дней (Петербургская губ.). В русской быличке рассказывается, что мужик в праздник попал к лешему, на столе у которого среди угощений было пиво. Наряду с «обыденным» полотном, полотенцем, рубахой, постройкой «обыденного» храма, которые использовались для остановки мора и стихийных бедствий, известно также применение в медицине и любовной магии «обыденного» пива.
(По материалам М. М. Валенцовой, О. В. Беловой)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев