У древних скандинавов хускарлами (или хускерлами) назывались представители особой воинской субкультуры, происхождение которой до конца не изучено. Само слово «húskarlar» имеет древнескандинавское происхождение, оно также известно в старо-норвежской («huskarl») и англосаксонской («housecarl») форме. По всей видимости, слово «хускарл» образовано сращением двух семантических основ – «хус» («hus», этим термином обозначали дом правителя) и «карл» («karl» значит «свободный человек», аналог челядина в Древней Руси).
Изначально в Скандинавии хускарлами именовались, как бы мы сейчас сказали, придворные, однако более поздние рунические надписи говорят о том, что с течением времени термин стал обозначать личную охрану, гвардию правителя. Любопытно отметить, что в текстах, предшествующих Младшей Эдде, слова «хускарл» и «дружинник» («hirðmenn» на древнескандинавском) часто используются в качестве синонимов. Однако в части «Язык поэзии» Снорри Стурлусон делает акцент на том, что хускарл и дружинник – это разные понятия.
По всей видимости, хускарлом в раннем средневековье мог именоваться личный стражник (фактически – телохранитель) конунга или лендрмана. При этом в обоих случаях хускарл приносил особую клятву верности и даже жил вместе со своим господином. Важно отметить, что к хускарлам применялось понятие «friðhelgi», которое с древнескандинавского можно перевести как «священный мир». Это значит, что рядом со своим господином хускарл неприкосновенен.
Существует множество скальдических кеннингов, которые называют хускарлов «внутренней дружиной» («inndrótt»), «стражами» («verðung») и даже «гридью» («heiðmenn», не путать с формой «hirðmenn»). Вероятно, именно отсюда происходит известная на Руси форма «гридь» (или «гридень»), обозначающая княжеского дружинника.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев