atawiec — польский вариант написания названия Летавца, славянского духа-искусителя
Летавиць — украинский вариант написания названия Летавца, славянского духа-искусителя (читается "Лэтавыць")
Летун — вариант русского названия Летавца, славянского духа-искусителя
Лята́вец — белорусский вариант написания названия Летавца, славянского духа-искусителя
Перелесник — вариант украинского названия Летавца, славянского духа-искусителя (читается "Пэрэлэснык")
Чуть вечернею росою осыпается трава,
Чешет косу, моет шею чернобровая вдова.
И не сводит у окошка с неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца, в ярких искрах длинных змей.
И шумит, все ближе, ближе, и над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице поцелуи да слова...
Афанасий Фет "Змей", 1847 год
Летавец — змей или нечистый дух в славянской мифологии, персонификация падающей звезды или метеора, который слетает на землю "падучей звездой" и, принимая знакомый человеческий образ (в том числе — превращаясь в умерших или отсутствующих мужей), вступает в связь со своими жертвами. Вера в летавцев распространена в Польше, Беларуси (в том числе под именем цмока), в некоторых регионах европейской части России, а также на Украине:
"На Западной Украине существует поверье, что летавицы — духи, которые слетают на землю падучей звездой и принимают на себя человеческий образ, новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами."
Е.Грушко, Ю.Медведев "Русские легенды и предания" (8: с.244)
"Я как-то говорю: «Я сроду ни летунов, ничего, никакой нечисти не видела». А у нас сзади мельница была. Сторож говорит: «Ты не видела, так иди погляди». Я пошла и вижу: летит на Вареж как пенёк, сзади искры, искры, искры... Летун летал-летал да рассыпался над трубой".
Владимирская губерния (48: с.280)
"Летуны будто бы являются к тоскующим об умерших или о находящихся в отлучке, принимая вид и тех, и других. Летучие неодинаковой величины, бывают с гуся и менее; полет их медленный и подобен колыханию, цветом они красные, подобно раскаленному углю; над тем местом, куда они летают, рассыпаются яркими звездами, а потому иначе называются рассыпучими".
А.М. "О предрассудках в Нижегородской губернии", 1859 (48: с.280-281)
24 июля 1709 года в Каменец-Подольском магистрате разбиралась "жалоба мѣщанки Агнессы Шагиновой на мѣщанку Клецкую за клевету, будто Шагиновая занимается чародѣйствомъ и состоитъ въ связи съ летавцемъ (перелетнымъ злымъ духомъ)":
"На суде Клецкая старалась оправдаться, отрицая распущенные ею же слухи: «О лятавце я ничего не говорила и ничего об этом предмете не знаю».
Книга Каменецъ-Подольскаго магистрата, годъ 1700-1713, №4437; листъ 753 на оборотѣ (48: с.281)
"Здеже прилучитися может и смешение телесное с диаволом, сиесть с Летавцем, который блуд есть наитяжший."
Иннокентий Гизиель "Мир с Богом человеку", Киево-Печерская лавра, 1699 (167)
В Западной Европе летавцу частично соответствует инкубус, в литовской мифологии — айтварас.
Источники
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. "Словарь славянской мифологии" — Русский купец, Братья славяне, 1996 (8)
Марина Власова "Энциклопедия русских суеверий" — СПб.: Азбука, 2008 (48)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // в 86 томах — СПб., 1890-1907 (167)
Paweł Zych "Bestiariusz słowiański, czyli rzecz o skrzatach, wodnikach i rusałkach" — Olszanica: Bosz, 2014 (657)
Barbara i Adam Podgórscy "Wielka księga demonów polskich" — Katowice: KOS, 2014 (855)
Колдовство: документы, процессы, изслѣдованіе / Соч. В.Б.Антоновича; Императорское Русское Географическое Общество — Петербургъ: Типографія Киршбаума, 1877 (1010)
Подготовка статьи: Евгений Кот
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев