Часть вторая
6. ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ
Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведет себя так, чтобы эта информация подтвердилась.
Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом.
Такие убеждения определяют наши действия и поступки.
Американский психолог Роберт Розенталь, который исследовал этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа.
Согласно ему, скульптор вырезал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Скорее всего, ученый отсылал к пьесе «Моя прекрасная леди», где профессор превращает обычную торговку в настоящую герцогиню.
В этом герою помогла только безоговорочная вера в свои силы.
Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии.
Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им.
Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь.
Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко.
Они чаще соглашались с чужой позицией и в целом создавали более дружелюбную атмосферу во время общения.
Еще более показателен эксперимент Розенталя со школьниками, который получил название «Дети Розенталя».
В начале учебного года в одном классе он выделил группу детей с якобы выдающимися умственными способностями, о чем сообщил их учителям.
Через несколько месяцев оказалось, что избранные действительно получали отличные оценки и похвальные отзывы.
Хотя в реальности ничем не отличались от своих сверстников.
Просто учителя поверили в их гениальность и вели себя соответствующим образом.
Также считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Вообще он очень эффективен в применении. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.
7. ЭФФЕКТ ПРОЖЕКТОРА
Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне.
Это явление получило название «эффект прожектора».
Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно.
Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.
В действительности мало кто заметит такую деталь.
И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения.
В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.
Этот феномен открыт не так давно. Впервые он был описан американским ученым Томасом Гилвичем в 1999 году.
В ходе исследований он провел специальный эксперимент. Участников в течение дня просили ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это.
В итоге оказалось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.
Специалисты сделали такой вывод: человек находится в центре внимания гораздо реже, чем он сам считает. Конечно, полностью избавиться от смущения в таких случаях сложно. И это нормально. Зато, зная об эффекте прожектора, будет проще осознать, насколько мы преувеличиваем значение маленьких деталей.
8. ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ
Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий.
Причем они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним.
То есть аудитория вполне может быть и выдуманной. О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.
Первое научное объяснение этого явления вывел Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют также его именем.
Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человек испытывает сильное нервное напряжение.
Оно помогает решать простые задачи, но в то же время затрудняет выполнение сложных и незнакомых поручений. Этот феномен до сих пор изучается.
Специалисты считают, что он связан с процессом самопрезентации. Каждому из нас важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.
При этом следует учитывать, что реакция каждого человека на аудиторию индивидуальная. Кто-то может стесняться вплоть до обморочных состояний, а кто-то ощущать прилив сил и энергии, когда на него смотрят.
Чаще всего это вызывает разный уровень стресса, который может быть полезен, а может стать критическим. Лучше всего эффект аудитории переносят эмоционально стабильные личности. В то время как люди с тревожным расстройством будут испытывать сильный дискомфорт.
9. ЭФФЕКТ ПОМИДОРА
В США помидоры не ели вплоть до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, поскольку они относятся к семейству пасленовых.
Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе него житель Нью-Джерси в присутствии публики съел целую корзину красных помидоров. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.
И это отлично иллюстрирует феномен, который позже так и назвали — эффект помидора. То есть когда полезные вещи считаются вредными.
Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, когда врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с общепринятыми представлениями о течении болезни.
Медики не озвучивали пациентам некоторые способы лечения, потому что исходили из постулата «Все знают, что они не работают».
На самом деле эти методы могли быть вполне действенными.
Здесь можно привести пример экстракта ивовой коры. Долгое время он применялся в народной медицине как средство от простудных заболеваний.
Но официальная наука признала его только в конце XIX века.
К тому времени было обнаружено, что он содержит много салициловой кислоты.
Из нее, например, делают аспирин. Так что кору тоже пришлось реабилитировать. Эффект помидора может возникать не только из-за отсутствия знаний или сложившихся в обществе убеждений. Часто он появляется, когда полученные ранее доказательства попросту игнорируются.
10. ЭФФЕКТ СЛЕПОГО ПЯТНА
Это один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее.
Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.
Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны.
О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.
Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Те должны были обозначить у себя любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления.
Результаты показали, что каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец. Исследование, проведенное английскими и американскими учеными в 2015 году, показало, что эффекту слепого пятна подвержены в той или иной степени все люди.
Причем не имеет значения ни уровень образования, ни профессия, ни социальный статус. Так, из 600 участников эксперимента только 1 отметил у себя склонность к когнитивным искажениям.
Однако чем больше у нас знаний об ошибках мышления, тем проще нам выявлять их у себя и избавляться от них.
Понимать, как работают те или иные психологические эффекты — это первый шаг к осознанному и вдумчивому поведению.
Дарья Корюкина https://9mirov.forum2x2.ru/t10660-topic#184803 #Девятьмиров #психология
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев