Предаваясь воспоминаниям, он сострадал и жалел живые существа, размышляя: «Вновь и вновь они должны умирать и расставаться с теми, кого считали своими близкими, затем снова рождаться и так без конца. Этот мир беззащитен и беспомощен, жизнь в нем подобна движению по кругу». И когда он продолжал настойчиво вспоминать таким образом прошлые жизни, то пришел к выводу, что сансара лишена вещественности, как пуст ход червя в банановом дереве.
Непревзойденный в своей доблести, во вторую стражу ночи Он обрел божественное зрение, давшее ему способность видеть лучше, чем видят все остальные. С помощью этой чистой и совершенной способности Он обозрел весь мир, который предстал перед ним, будто отраженный в зеркале. И Он увидел, что Смерть и Рождение существ зависят от добрых и злых деяний, которые они совершили. Ему стало ясно, что нет безопасного места в сансарическом потоке, что смерть подстерегает нас в любое мгновение, что живые существа нигде не могут найти себе покоя. Свои божественным оком Он обозрел все шесть видов перерождения и не нашел ничего вещественного в мире становления, подобно тому, как срезая слой за слоем со ствола бананового дерева, нельзя найти его сердцевины.
Когда наступила третья стража ночи, Великий Учитель начал медитацию над истинной сущностью реальности: «Увы, живые существа гибнут всуе! Снова и снова они рождаются, старятся, умирают, пребывают в переходном состоянии и снова рождаются! Более того, они слепы от рождения: алчность и неведение не дают развиваться видению. Полные тревоги, они не знают, как освободиться от этой юдоли страдания». И затем Он проследил своим сознанием Двенадцатичленную Формулу Взаимозависимого Происхождения и понял, что то, что начинается с неведения, завершается старостью и смертью, а с пресечением неведения прекращаются рождение, старость, смерть, а так же все виды страданий.
Когда Великий Провидец постиг то, что если нет неведения, то перестают действовать кармические силы, Он обрел правильное знание всего, что может быть познано, и стал Буддой. Он прошел все восемь уровней медитационного совершенствования и быстро достиг высшего предела в этой практике. И Он не нашел ни одной вещи в мире, которая бы обладала независимой от других сущностью. Он успокоился, как успокаивается пламя, когда топливо на исходе. Теперь Он достиг совершенства и подумал: «Это тот путь, который в прошлом проделали многие великие провидцы, знавшие и высшее и низшее в этом мире и достигшие истинного знания. И я сейчас достиг этого же!».
И в этот момент, когда наступила четвертая стража ночи, когда вся ночная живность притихла, отдыхая, Великий Провидец достиг навечно неизменного состояния: наставник всех живых, Он стал обладателем абсолютного знания. Когда благодаря своей природе будды Он понял это, земля закачалась, как пьяная женщина, небо засветилось от сияния множества йогинов, достигших в духовной практике сверхъестественных способностей, которые появились со всех сторон, и по воздуху разнеслись мощнейшие раскаты грома. Мягко подул свежий ветерок, с безоблачного неба пошел дождь, цветы и фрукты попадали с деревьев, не успев дозреть, как бы высказывая тем самым уважение к Нему.
Цветы мандаравы, лотоса, а также водяные лилии, сделанные из золота и берилла, падали с неба на землю перед мудрецом из рода Шакьев, и место, где Он сидел, стало похоже на уголок небес. В это время никто и нигде не проявлял гнева, не страдал, не печалился, не творил зла, не был высокомерен: на мгновение мир угомонился, как будто он тоже достиг полного совершенства. Повсюду добродетель обрела силу, воздействие Дхармы увеличилось, мир воспрянул над грязью страстей и темнотой неведения. Все живые существа радовались и
чувствовали, что все идет хорошо.
ПРОСВЕТЛЕНИЕ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ
Рассказ о том, как принц Сиддхартха стал Буддой.
(Глава из книги Э. Конзе «Буддийские священные писания»)
#Девятьмиров #буддизм
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1