Мы постоянно осознаем изменения в своем опыте — в мыслях, настроении, поведении, — но абсолютно не осведомлены о нейрофизиологических связях, которые создают их. Говоря простым языком — мы всего лишь свидетели своих переживаний. Взглянув на наше лицо или прислушившись к интонациям нашего голоса, окружающие могут узнать о наших чувствах и намерениях больше, чем мы сами.
Существует запаздывание между нейрофизиологическими процессами, которые вызывают нашу следующую сознательную мысль, и мыслью, самой по себе. Каким будет наше следующее состояние ума? Мы не знаем — это просто происходит. Где в этом свобода?
Чувство свободы — результат ошибки в оценке происходящего: мы не знаем, что будем делать, пока не возникнет намерение. Чтобы понять это, нужно осознать, что не мы авторы мыслей и действий в том смысле, в котором люди обычно предполагают.
Большинство из нас после размышлений, справедливо полагают, что свобода заключается в том, что мы должны делать все то, что в простом определении означает предпочтение долгосрочных целей краткосрочным желаниям. Очевидно — это та способность, которой люди обладают в большей или меньшей степени и которая вовсе не присуща животным, но тем не менее эта способность имеет корни в бессознательном.
Давайте задумаемся почему возникают наши повседневные решения: вы не выбирали себе родителей, время и место рождения. Не выбирали пол и среду. От вас не зависело качество генов и развитие мозга. Теперь же ваш мозг делает выбор и исходит при этом из установок, вбитых в него на протяжении жизни – генами, физическим развитием с момента зачатия, контактами с людьми, идеями и событиями. Где здесь свобода?
Что мы будем делать в будущем и почему, остается загадкой, которая предопределяется предыдущим состоянием Вселенной (и законами природы), но никак не нами самими.
— Сэм Харрис, «Свобода воли» (Free Will) (2012).
#Девятьмиров
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев