(авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین» — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Заратуштры (перс. زرتشت, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»).
В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен Исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.
Зороастрийцев называют также «огнепоклонниками» из-за принятого в религии почитания огня и света. Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы.
Чаще всего, Зороастризм определяют, как монотеистическую религию с культом верховного божества Ахура Мазды (Ормазда), чьими первыми творениями Были Шесть Бессмертных Святых – Амешаспентов. Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажжённых от одной свечи. Но оккультное понимание основ данной религии несколько иное.
«ОРМАЗД или Ахура Мазда (Зенд.) Бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов, он символизирован Солнцем. Эзотерически, он есть синтез своих шести Амшеспентов, или Элохимов, и творящий Логос…» (Теософский словарь).
«…Вопрос решается, если Ахурамазду определить как главу и отца «Амеша Спента», — шести Принципов, среди которых он является седьмым. Он— «Ахура» или, скорее, Асура — «живой дух в человеке», первое среди двадцати имен которого звучит как «Ахм», «Я есмь»…» (Е. П. Блаватская «ЗОРОАСТРИЗМ В СВЕТЕ ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ»)
В статье «ЗОРОАСТРИЗМ В СВЕТЕ ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ» Блаватская отвечает на вопросы молодого корреспондента так:
«Можете ли Вы или кто-нибудь из Ваших сотрудников сказать, является ли зороастризм с оккультной точки зрения: монотеизмом, пантеизмом, политеизмом или атеизмом? Я не смог понять этого из научной лекции полковника Олькотта о "Духе зороастризма"».
Ответ зависит от постановки вопроса. Если нас спрашивают, что такое зороастризм – неточно и небрежно называемый магией, маздеизмом, огнепоклонничеством и парсизмом, – тогда мы отвечаем: «Он все вышеперечисленное». Это «монотеизм, пантеизм, политеизм» и даже «атеизм» – в его противопоставлении современному теизму – соответствующие характеристики зависят от эпохи...»
Когда именно возник Зороастризм как Учение, неизвестно. Наиболее популярной точкой зрения среди ученых на данный момент является отнесение времени жизни Зороастра приблизительно к 1000 г. до н. э. Но: «…Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона…» (Теософский словарь).
Блаватская, говоря о времени Зороастра, нигде не называет точных цифр, однако пишет, что оно относится к «несказуемой древности», за пределами известных современной науке исторических периодов.
По причине такой древности священные писания зороастрийцев - Зенд-Авеста – в значительной степени затемнены и труднодоступны для нашего понимания. Однако, основы Учения Зороастра являются истинными:
«Полковник советует переводить молитвы. Хотел ли он этим сказать, что перевод молитв в их нынешнем состоянии улучшит просвещение молодежи? Если нет, тогда не подразумевал ли он, что смысл всей Зенд-Авесты, растолкованный добросовестным оккультистом, может стать понятнее и глубже?»
Именно это он имел в виду. С помощью точного перевода или, вернее, правильного объяснения ритуальных молитв и при наличии начальных знаний об истинном значении даже немногих наиболее важных символов – главным образом, тех, что кажутся самыми бессмысленными и абсурдными в глазах современных исследователей зенда, как, например, собака, которая играет очень важную роль в церемонии парсов – «молодые парсы» приобретут ключ к подлинной философии, которая лежит в основе их «жалких предрассудков и мифов», как их называют миссионеры, готовые навязать миру вместо них свои собственные…» (Блаватская «ЗОРОАСТРИЗМ В СВЕТЕ ОККУЛЬТНОЙ ФИЛОСОФИИ»).
В Живой Этике указываются некоторые основные, истинные черты миропонимания Зороастризма:
«…Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть огонь пространства, который вы изучаете…» (Агни Йога, 416)
«Сущность огненного иммунитета была описана Зороастром. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызвать огненные лучи, которые поражают всех вредителей. Человек, покрытый бронею защитною, не может получить никакое зараженное явление. Можно усилить это напряжение единением с Иерархией. Так сердце становится, как солнце, испепеляющее все микробы. (Мир Огненный ч.1, 17)
«…Все Учения всего мира постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка как на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам», – так говорил Зороастр, так говорили все Великие Учителя, от первого до последнего…» (30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1).
И, конечно, всем, серьезно изучающим Живую Этику, будет небезразлично следующее указание:
«…А пока пусть размышляет о Величайшем Облике, стоящем во главе Идущего Цикла, вмещающем в себе весь Синтез, все Семь Лучей, которые с такою скудностью теософы распределяют по Великим Владыкам. Может также включить в Книгу Жизней Владыки Огненного Зороастра.
Вот когда он почувствует в сердце все величие, всю непередаваемую красоту и мощь этого Облика и поймет, что значит служить Ему, то и страхи оставят его. Останется и будет гореть лишь огонь великой радости счастью быть отмеченным и приближенным Им, Кому дана вся Власть над Небом и Землею…» (09.08.1934 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1))


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев