Создавайте моменты
«Лови момент!» - девиз фотографа. Но
заветное мгновение можно ждать долго и, так
и не дождавшись, уснуть, например. Не
изящнее ли сначала создать яркие сюжеты, а
потом их сфотографировать? По-моему, это не
только проще, но и интереснее!!! Тем более,
когда речь идёт о фотосъёмке детей.
Максимально ярко дети раскрываются в игре,
спортивных и творческих занятиях, общении,
обучении (конечно, речь идёт об игровом
обучении, а не о зубрёжке). Во время таких
любимых ими видов деятельности малыши
выражают самые непосредственные,
неподдельные эмоции. Вам остаётся их
только сфотографировать.
Включайтесь в игру
Фотографируя играющих детей со стороны,
можно получить интересные снимки. Но если
вы станете участником игры и будете
фотографировать её как бы изнутри, с точки
зрения её участника, то и ценители ваших
фотографий смогут увидеть детей так, как
будто сами играют с ними. А это очень
интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не
мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь
фотографировать навскидку, очень быстро.
Современные фотокамеры позволяют это
делать, благодаря быстрой скорости
автофокусировки и большому разрешению
матриц на цифровых камерах. Как количество
мегапикселей связано с оперативностью во
время фоторепортажа, спросите вы?
Напрямую! В погоне за моментом вы можете
не тратить время на выстраивание кадра
композиционно, а сделать это после
фотосессии при обработке фотографий,
например, в программе Photoshop,
скадрировав снимок заново (обрезав лишние
фрагменты изображения). Это можно будет
делать уже не спеша, учтя все законы
композиции.
Сделайте фотоаппарат участником игры
Дети реагируют на фотокамеру по-разному.
Помню, однажды маленькая девочка,
испугавшись одного только вида моего
профессионального фотоаппарата (большого и
черного), со всех ног побежала к маме,
спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда
дети смущаются, чаще начинают позировать,
что ещё хуже. В отличие от взрослых малыши
прекрасно проявляют эмоции
непосредственно (неосознанно). А вот когда
они пытаются изобразить что-то мимикой и
пантомимикой намеренно, получается, как
правило, гротескно, натянуто.
Итак, со смущением, страхами и позёрством
надо бороться! Как? Очень просто! Станьте
интереснее фотоаппарата, захватив всё
внимание детей своей персоной,
предлагаемой вами игрой. Если у вас
получится сфокусировать всё их внимание на
этом, то сам процесс фотосъёмки
автоматически станет для всех её участников
чем-то второстепенным, как бы превратится в
фон. Интересно, что элементы такого подхода
можно использовать не только в
фоторепортаже, но даже и в постановочной
портретной фотосъёмке. Так, например,
снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на
штативе, готовлю его к съёмке и начинаю
разговаривать с ребёнком, сидящим напротив
меня о его любимых играх, блюдах, друзьях,
мультфильмах, мечтах... Короче, подойдёт
любая тема, которая цепляет моего
маленького собеседника. Я почти целиком
погружаюсь в наш разговор, за исключением
указательного пальца правой руки. Он
фотографирует. :)
Беспроигрышный вариант – сделать
фотоаппарат частью игры, например,
прятаться за него и выглядывать. Дети
ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо!
Если контакт с ребёнком уже хорошо
налажен, играем с ним в эмоциональные
прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия,
показываем малышу каждый раз новую
эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы
находитесь на одной волне взаимодействия с
ним. Можно не сомневаться, что в этом
случае фотосессия удастся на славу!
Организуйте групповые взаимодействия
Гармоничное взаимодействие нескольких
детей в игре или другой деятельности – мечта
детского фоторепортёра. Но наличие группы
детей не является гарантией успеха.
Скованность во вновь сложившихся группах и
пресыщенность от общения друг с другом в
компаниях знакомых – две распространённые
крайности. В первом случае, мы коллектив
сплачиваем. Психологи знают, что телесный
контакт способен быстро пробить барьеры в
общении. Поэтому в психологических
тренингах столько прикосновений. Но не
заставлять же нам детей обнимать друг
друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в
которых они это будут делать с
удовольствием. Например, игра «Поезд». Кто
будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро
цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-
крепко держитесь, чтобы в дороге не
оторваться. А теперь покажите мне, как
поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте
руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего
гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!!
Поехали! Какие станции встретятся на нашем
пути? Да какие хотите. Я люблю
фотографировать детей на станциях
«Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки»,
«Рисовалки»...
Драйва в знакомую компанию могут добавить
соревновательные моменты. Например,
задача: сфотографировать детей, изучающих
географическую карту. Скукотища! А на карте
изображены зверушки всякие, рыбки, птички.
Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее
всех найдёт ...». Всё, эффект достигнут.
Ломайте застой креативом
Если событие, которое надо фотографировать,
проходит вяло, а его участники никак не могут
раскрепоститься, то ситуацию можно
переломить какой-нибудь неожиданной
выходкой, фотографическим хулиганством.
Однажды я снимал детский День рождения в
магазине, продающем игрушки-
полуфабрикаты. Дети должны были своими
руками сделать себе мишек, наслаждаясь
этим захватывающим процессом. Но как-то
веселья не получалось. Видимо, наложились
друг на друга сразу несколько
неблагоприятных для детского праздника
факторов: компания малознакомых детей,
новая территория, сонный аниматор и т.д. И
вот уже всё подходило к завершению, дети
оформили свидетельства рождения своим
мишкам, посадили их в коробочки в виде
домиков и скучали. Фотосессия завершалась,
так и не успев начаться. Ни одного удачного
снимка! А что снимать было? Лица детей,
выражавшие полную отрешенность? И тут
меня пробило. Я привлёк внимание детей,
просунув палец в окно одной из коробок-
домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-
ой, меня мишка за палец ущипнул». Дети
начали кататься со смеху, умоляя повторить.
Моя фотовспышка едва успевала
перезаряжаться (я работал тогда с
отраженным от потолка светом). За 10 минут
я перевыполнил план двухчасовой фотосессии
по удачным снимкам. Да и дети оттянулись
на славу. После этого прорыва
психологической плотины они начали
общаться друг с другом, играть, смеяться.
Помните о главном
Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты
сам включен в неё, очень захватывающий
процесс. Даже погрузившись в него с головой,
всё же необходимо помнить о двух важных
задачах. Первая – это забота о безопасности
всех участников процесса, в том числе и
психологическая безопасность
(предотвращение детских конфликтов,
страхов, личностного дискомфорта). Ну и,
конечно. не сбить с ног ребёнка во время
передвижения, не ударить фотоаппаратом, не
наступить. Это должно работать на автомате.
И второе, о чем необходимо помнить:
несмотря на то, что процесс общения с
детьми такой интересный и захватывающий,
получая безмерное удовольствие от общения
и игры с ними, не забывать их…
фотографировать! Фотографировать, играючи!
Нет комментариев