Долго готовили :)
Началось все это, как Вы, наверное, уже догадались, с древнейших времен.
Оборотни из глубины веков
Тотемы и божества
Исторически оборотни гораздо древнее вампиров. Это в современных фильмах («Другой мир», например) они практически ровесники. На самом деле, оборотничество было популярно еще в каменном веке. Известны наскальные рисунки, где изображались люди с ярко выраженными звериными признаками. А все дело в тотемах.
Древние племена первобытных людей, как и не очень древние, но оставшиеся почти на том же уровне развития, считали, что их род берет свое начало от некоего первопредка. Им считалось определенное животное, чаще всего опасный хищник, реже птица. Кстати, если птица, то тоже хищная. Никаких там нежных соловушек с малиновками. Ибо прародитель априори должен был быть силен и грозен, дабы обожествленный, мог защищать своих человеческих потомков.
Превратив зверя в бога, другими словами, создав тотем, человек встал перед «небольшой» проблемой: а как общаться с этим божеством? Но постепенно из общей массы выделялись люди способные донести просьбы соплеменников до адресата. Позже им дали общее название – шаманы. Но ведь и шаман не знал звериного языка. Что же делать? Элементарно, Ватсон! Шаману надо было просто превратиться в такую же зверюгу и дело в шляпе.
Доподлинно неизвестно, как первобытные шаманы это делали. Действительно превращались, или довольствовались разными интересными травками, да грибочками, которые, так сказать, «расширяют сознание». Но это, в принципе, и не важно. Важно то, что в те ну очень стародавние времена, появилось вера в то, что человек (не каждый, конечно) может на некоторое время стать зверем.
Довольно долгое время, а именно вплоть до появления полностью человекоподобных божеств, оборотничество не несло в себе никакого негативного оттенка. Способность превращаться в «брата нашего меньшего» считалась большой привилегией, которой обладали только избранные. Даже, когда пантеон населили вполне обычно выглядевшие боги, оборотней еще не «мазали» черной краской.
Так у древних скандинавов бытовало поверье, что самые могучие воины (берсерки) в минуты неукротимой ярости могли превращаться в волков или медведей. Это были люди необыкновенной силы и храбрости. Считалось, что в бою они могли на расстоянии ослеплять и оглушать врагов, даже при тяжелом ранении не чувствовали боли и пр. Они с самого раннего детства клялись служить Одину, который помимо того, что был верховным богом скандинавского пантеона, являлся еще и покровителем колдовства. На самом деле, зачастую и сами берсерки верили в такое перевоплощение, так как перед боем они не только психологически доводили себя до крайней степени злобы, но и употребляли выжимку из мухоморов, которая является довольно сильным галлюциногеном. Вера в то, что оборачивались именно в медведей, уходит корнями в далекое норманнское прошлое. Она восходит к древнейшим преданиям и сагам Северной Европы, одним из которых было сказание о Беовульфе (нам известно по староанглийскому тексту VIII в.) (от «бео» - пчела и «вульф» - волк, ст. англ.), то есть «пчелиный волк» - медведь. На приведенном выше древнем норвежском рисунке с изображением берсерков без труда можно определить зооморфные признаки таких воинов.
Почему именно волк?
На самом деле, оборотни существовали и в тех странах, где о волках и слыхом не слыхивали. Там были другие, не менее интересные объекты для превращений (леопард, лисица, кошка, даже змея). Но в Европе, России, а потом и в Америке волк лидировал с большим отрывом.
Изначально волков не демонизировали, а в некоторых местах даже боготворили. Вспомним, хотя бы, Капитолийскую волчицу, вскормившую своим молоком детей бога войны Марса, близнецов Ромула и Рэма, основателей столицы Италии. Или постоянных спутников скандинавского Одина, двух волков с откровенными именами: Geri («жадный») и Freki («прожорливый»). Но со временем ситуация изменилась. И не в лучшую для волков сторону.
По понятным причинам, в странах принявших христианство отношение к волкам стало, мягко говоря, прохладным. А тут еще подоспели и социальные мотивы. Эпоха набегов и кочевых племен постепенно становилась историей, большинство людей все чаще предпочитали спокойный оседлый образ жизни внутри многочисленной общины, а не рискованные предприятия, типа «ограбь соседа и быстро смойся». Засунув за пояса мечи и отправив в сарай копья, народ постепенно стал заниматься земледелием и скотоводством, начали развиваться ремесла. И здесь интересы человека и волка стали пересекаться уже напрямую. Люди выбрались из землянок, стали строить прочные дома, вырубали лес под пашни, и с оружием в руках охраняли пасущийся скот. Волки тоже в долгу не остались. Лишенные привычных мест обитания, они сбивались в большие стаи (так было легче охотиться), нападали, как на пастухов, так и на простых путников. Рассказывали, что волки в течение продолжительного времени терроризировали целые деревни, причем так серьезно, что иногда требовалось вмешательство специальных охотничьих команд. Так волк прочно завоевал малопочетное звание «врага человека №1». И это явилось одной из причин возникновения волка, как образа для перевоплощений оборотней.
Другой причиной была схожесть волчьих поведенческих стереотипов с человеческими. Волк, так же, как и человек, живет в общине, подчиненной определенной иерархии, у него есть семья, даже место обитания волчьей стаи имеет довольно четкие границы. В кого ж еще, как не в серого разбойника, превращаться человеку?
Как становятся оборотнем
Теперь давайте посмотрим, как человек становится ликантропом, и какие события этому способствуют.
Группы ликантропов
Как и в случае с ведьмами, мир оборотней разделяется на несколько неравных подгрупп:
Первую, и самую немногочисленную, составляют люди, у которых оборотничество в крови.
Другими словами – оборотни по рождению. То есть, потомки родителей-оборотней. В основном это представители древних династий, которые из-за постепенного вырождения в наши дни практически не встречаются. Ребенок, выросший в такой семье, наверное, наиболее безобиден из всего оборотнического сообщества. С самого раннего детства его учили контролировать свою звериную сущность. И когда чадо обретает способность к полной трансформации (обычно это происходит к 13 годам), он или она никогда, без крайней необходимости, не выпустят своего волка наружу. Тем более, по неосторожности не причинят вреда обычным людям.
Есть еще один тип врожденных оборотней. Согласно древним поверьям, это люди:
- рожденные с избыточным волосяным покровом (вариант – с зубами);
- мать, будучи беременной, ела волчье мясо (вариант – мясо животного, убитого волком);
- потомство было проклято сильным колдуном или ведьмой;
- рожденные в «неудачное» время (канун Рождества и пр.)
- будущую мать укусил волк;
- беременную внезапно испугал волк.
Были и другие мнения, но разбирать их все – не хватит ни времени, ни места.
Вторую группу ликантропов составляют те, кто сознательно избрал для себя возможность превращения в зверя.
На первом месте здесь, конечно же, колдуны и ведьмы. С древних времен известны предания о том, как люди, заключившие договор с силами тьмы получали способность к оборотничеству. Согласно некоторым славянским источникам, чтобы обернуться зверем, ночью чародей приходит на некую поляну в самой глухой части леса, где втыкает в землю или в пень нож (вариант – 12 ножей) лезвиями вверх. После произнесения заклинаний, человек делает кувырок через воткнутые клинки и дальше бежит уже в облике большого волка. Дабы превратиться обратно, колдун должен прийти на ту же поляну и кувырнуться через нож(и) в обратную сторону. Сделать это можно только ночью. Если не успел до восхода – придется дожидаться следующей ночи, целый день, бегая в волчьей шкуре. Но горе чародею или ведьме, если кто-либо набредет на эту поляну, вытащит из земли нож, и унесет с собой. В этом случае человек может остаться волком до конца своих дней.
Сложно, не так ли? Ничего, вот рецепт попроще.
Колдун изготавливает заговоренную волчью шкуру (вариант – пояс из волчьей шерсти), которую набрасывает на себя ночью при полной Луне, когда ему заблагорассудится обернуться зверем. Те, кто что-то читал о магических практиках, а тем более те, кто сам занимался колдовством, могут подтвердить, что многие обряды проводятся в полнолуние. А волков всегда традиционно связывали с ночью и Луной. Ее даже называли «волчьим Солнцем». Отсюда берет начало вера в зависимость оборотней от ночного светила.
На западе Европы, известной своими фармакологическими пристрастиями, считали, что ведьмы изготавливают некую мазь, позволяющую превращаться в животное. Штука эта была настолько многофункциональная, что могла обернуть владельца не только в волка, но и в кошку, собаку, лошадь, зайца (Ирландия: «Я войду в зайца. С печалью и большой заботой. И я войду во имя дьявола! Ах, пока не вернусь домой снова») и др. Состав мази для оборотней несильно отличался от состава летательной мази, которая доставляла ведьм на шабаш. Те же аконит, белладонна и прочие галлюциногены, та же кровь убитого младенца и перемолотые кости повешенного. Правда, заклинания произносились другие.
В последнюю, и самую многочисленную группу, входят так называемые невольные оборотни.
О некоторых из них мы упомянули выше (группа 1), но, надо заметить, что ликантропы по факту рождения, существенно отличаются от людей, которых вынужденное превращение в животное застигло в зрелом возрасте.
Как известно, психика ребенка довольно пластична. И если такое дитя с самых первых дней подвержено некой аномалии, - ему справиться с этим гораздо легче, чем, скажем, подростку или взрослому. Ребенок легче приспосабливается к тому, что он изначально не такой, как другие, проще переживает собственные ошибки и промахи, почти не думает, и скоро забывает о последствиях. Совсем другое дело человек взрослый. Для него периодическое вынужденное превращение – это глубокий эмоциональный шок. Далеко не каждый сможет спокойно воспринять известие, что он жестокий убийца.
Обортни вынужденные и осознанные
Здесь нужно сказать о некоторых отличиях невольных оборотней от людей, превращавшихся в волков при помощи колдовства или оборотней по факту рождения:
Во-первых, считали, что товарищ, превратившийся в зверя при помощи магического обряда или имевший такую способность с детства, в новом облике сохранял человеческий разум и прочие личностные особенности. Только говорить не мог. Он легко оборачивался волком в любое время по своему желанию, но делал это чаще все-таки ночью, ибо зрелище было явно не для посторонних глаз. Во время метаморфозы такие оборотни испытывали минимум неприятных ощущений. Первые – потому что колдовство гарантировало нечувствительность к боли, а вторые, потому, что с самого рождения организм привыкал к периодическим изменениям.
С людьми, укушенными ликантропом, или которые напились водой из волчьего следа, или попавшими под колдовское проклятие, или вынужденные превращаться в волка вследствие церковного проклятия, и т. п. дело обстояло с точностью до наоборот.
Верили, что они превращались в волков независимо от своего желания и точно в полнолуние. Процесс изменения сопровождался сильнейшей болью во всем теле, вызываемой деформацией головы и конечностей, сравнимой разве что с предсмертной агонией. После окончания превращения, оборотень чувствовал страшный голод. Он начинал свою охоту, нападая практически на все, что движется. Его жертвой могло стать любое животное, взрослый человек или ребенок. В зверином состоянии такой ликантроп не делал различий. Хоть он и становился сильнее и быстрее обычных волков, человеческий разум полностью поглощался животными инстинктами. Зачастую на утро, вновь обретя людское обличие, невольный оборотень не мог вспомнить событий прошедшей ночи. Он просыпался голый, грязный и перемазанный в крови, часто в незнакомой местности, куда бы ни за что не отправился, будь он обычным человеком.
Избавится от необходимости каждое полнолуние трансформироваться в зверя, можно было только одним способом: с момента заражения ликантропией на протяжении семи лет оборотень должен воздерживаться от человеческого мяса. Если же он совершит хотя бы одно убийство, то проклятие становится необратимым.
Защита от оборотня
В свое время, мы достаточно подробно рассмотрели способы обнаружения, защиты и уничтожения вампиров. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела с оборотнями.
Опознать волколака в человеческом обличье немного сложнее, чем кровососа. Оборотни, все-таки, живые люди. Но и у них есть отличительные признаки:
Во-первых, пристальное внимание уделялось тем, кто так или иначе связанным с лесом и колдовством. Заметим, что это могли быть не только классические ведьмы и колдуны, но и пастухи (особенно те, чье стадо никогда не трогали волки), а также охотники (опять же необычно удачливые стрелки, никогда не убивавшие волков). Еще говорили, что на возможного ликантропа могли указать сросшиеся на переносице брови. Их так и называли «волчьими бровями».
Во-вторых, в тех местах, где действует ликантроп, под подозрение попадал тот, кто питается исключительно мясом, причем предпочитает его употреблять почти сырым, как говорят «с кровью». На Западе, как в Америке, так и в Европе, стейк из недожаренного мяса блюдо довольно популярное (ваш покорный слуга тоже пробовал – гадость еще та). Но, согласитесь, человек, изо дня в день поглощающий исключительно такой полуфабрикат, игнорируя все прочее, в любом случае выглядит несколько странновато. Однако, одна лишь приверженность подобной диете, конечно же, не могла служить достаточным основанием для обвинения.
В-третьих, на оборотня, как и на вампира, могло указать поведение наиболее близких к человеку домашних животных. Собаки, без всякой видимой причины, начинали яростно бросаться на предполагаемого ликантропа, лошади – сильно пугались, вставали на дыбы и быстро пытались избавиться от его общества. Вообще присутствие оборотня вблизи мест содержания любых домашних животных вызывало у них реакцию такую же, как при появлении обычного волка.
В-четвертых, ликантропа могло выдать зеркало. Мы помним, как враждебно относились к зеркалам вампиры. Они там просто не отражались. Такое верование основывалось на придании зеркальному отражению определенных магических свойств. Считали, что в зеркале отражалась сама душа. А так как, по большинству преданий вампиры были лишены этой важнейшей составляющей обычного человека, то они были лишены и отражения. С оборотнями происходило примерно то же самое. Отличие состояло в том, что кровосос не отражался в любом зеркале, а оборотень, будучи в облике человека, отражался. Но из некоторых на человека смотрел волк. Это были древние зеркала, специально освященные по старинному обряду, которых к нашему времени почти не осталось. Ходили неподтвержденные слухи об одном странном витраже, находящемся во Франции в некой католической базилике, в зеркальных вставках которого оборотень мог увидеть свою истинную сущность. Говорили, что эти фрагменты были сделаны из кусочков некоего старинного зеркала, освященного папой в Риме.
В-пятых,… На самом деле, мне кажется, что это не более чем слухи. Дело в том, что для того, чтобы отразиться в витраже, ликантроп должен был прийти в церковь, а это противоречит другому достаточно распространенному поверью. Оно определенно говорит о том, что оборотень не может не только войти в храм, но и ступить на освященную землю. Плохо ему там становится.
Исходя из всех этих «во-первых, во-вторых», мы можем нарисовать небольшой портрет человека, которого могли заподозрить в оборотничестве.
Итак, это пастух или охотник, возможно, с бровями сросшимися на переносице, про которого поговаривают, что он знается с нечистой силой; было замечено, что он очень любит полусырое мясо и никто не мог вспомнить, что видел, как он ест что-нибудь другое; он не содержит никаких домашних животных, а когда выбирается из дома, то старается держаться как можно дальше от соседских загонов и стойл, чтобы не потревожить скотину; его никогда не видели не только в церкви, но и внутри церковной ограды.
Средства защиты и уничтожения оборотня
Теперь поговорим о средствах защиты и уничтожения оборотня.
Первым вспоминается, конечно, серебро. Но оно относится скорее к оружию, способному убить. А если убивать не нужно? Ведь оборотень часто был всего лишь жертвой колдовства.
Говорили, что вернуть человеческий облик ликантропу можно:
- если нанести
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев