Его история звучит как драматическая симфония: от цирковых шатров и кабаков — до лучших концертных залов Европы. От нищеты и тюремных застенков — к статусу одного из величайших пианистов XX века.
Это — судьба выдающегося венгерского виртуоза Дьёрдя Циффры (1921-1996).
Родился в семье венгерских цыган-музыкантов. Его отец, также Дьёрдь, играл на цимбалах в кабаре-холлах и ресторанах Парижа в 1910-х годах. С пяти лет мальчик играл в ресторанах и цирках, зарабатывая деньги для семьи — его пальцы едва дотягивались до клавиш, но уже тогда он подбирал любую мелодию на слух и импровизировал так, что взрослые замирали. Фактически, Дьёрдь Циффра сам создал себя как музыканта: мальчика никто не учил игре, он просто смотрел за уроками, которые давали его сестре, а потом повторял за ней.
В девять лет Циффра стал самым юным студентом Академии Ференца Листа — его гений заметили сразу, а его педагогом стал Эрнест фон Донаньи, считавшийся в те времена чуть ли не лучшим преподавателем музыки в Европе, или, по крайней мере, лучшим в Венгрии.
Молодой виртуоз начал вести концертную деятельность, что позволило ему начать зарабатывать и давало надежду выбраться из полуголодного существования (его отец и сестра к тому времени уже умерли от голода), но тут в планы пианиста вмешалась война.
Фактически взяв в заложники молодую жену Дьёрдя и их малолетнего сына, венгерские власти в 1942 году отправили Циффру на фронт. Воспользовавшись счастливым случаем, музыкант дезертировал. Однако в 1950 году уже после войны попал в тюрьму по политическим мотивам.
Судьба не щадила музыканта: война, фронт, дезертирство, тюрьма, где над ним издевались, и зная, что он пианист били по рукам и отправляли на тяжёлые работы, чтобы навсегда лишить его музыки. Но он выжил. После освобождения заново учился играть, восстанавливая технику с нуля.
После освобождения в 1953 году Дьёрдь уехал в Вену — и мир наконец услышал его в полную силу. К Циффре пришли слава и известность, его приняли концертные залы Вены, Парижа, Лондона. Его исполнение Листа, Шопена, Моцарта, Рахманинова поражало скоростью, прозрачностью и невероятной эмоциональной мощью. Циффра словно превращал фортепиано в живое существо, способное говорить без слов.
Во Франции он обрёл новый дом: создал музыкальный фестиваль, школу, восстановил старинную церковь, помог сотням молодых музыкантов. Его выступления несли свет — ту самую внутреннюю силу, которая помогала ему жить и которую он щедро отдавал слушателям.
С переездом во Францию на его исполнение стало оказывать большое влияние французская культура, но свое предпочтение он по-прежнему отдавал произведениям его любимого Листа. Вряд ли можно найти более эмоционально напряжённые, стремительные, полётные и феерические интерпретации этого композитора. Лучшие его достижения — этюды, венгерские рапсодии, мефисто-вальсы, полонезы. Он блестящий исполнитель Моцарта и Бетховена, музыки старинных композиторов, помимо этого в его репертуаре были фортепианные концерты Шопена, Грига, Рахманинова, Листа, Чайковского.
Его легендарная фортепианная транскрипция "Полёта шмеля" Н.А. Римского-Корсакова, которую Циффра с лёгкостью исполнял на концертах, стала эталоном феноменальной пианистической техники и до сих пор является серьёзным испытанием для самых виртуозных пианистов мира.
«В его игре чувствовалась не техника — а победа духа». История Дьёрдя Циффры — это история человека, который не просто играл музыку. Он ею жил. Он доказал, что искусство способно победить нищету, войну и боль — если в сердце есть свет.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1