Как быстро летит время. Кажется, совсем недавно я с деревенскими ребятишками бегал на речку, играл в футбол, ходил с отцом в грибы... Сожалею лишь о том, что мало времени уделил сбору материала о своих односельчанах, сражавшихся за нашу Родину.
Мой отец Алексей Евменович иной раз рассказывал о своих военных годах, о том, как он, доставляя на передовую боеприпасы, неоднократно попадал под обстрел вражеской артиллерии, налета самолетов.. А после войны я сам видел, как он неустанно работал над восстановлением родного хозяйства. Не придал я тогда значения и тому, что его брат Василий был расстрелян в плену немцами,а Петр как числился, так и сегодня числится в списках без вести пропавших…Иосиф, как и мой отец, прошел всю войну, вернулся в звании лейтената, работал мастером на стройке в г.Николаеве.
Брат моей матери Николай Тимофеевич Головченко, возвратившись домой, часто с глубокой болью вспоминал первый день войны. Он проходил службу на Черном море, в Севастополе. На корабле тишина и спокойствие. Он был в числе тех, кто охранял спокойный сон сослуживцев. И вдруг рев моторов и в небе - немецкая авиация. Их корабль за считанные минуты ушел на дно. А с ним и многие товарищи... После освобождения нашей страны от фашистов Николай Тимофеевич еще некоторое время боролся с остатками банд на нашей территории, где и получил тяжелое ранение. А уже потом он до выхода на пенсию более 25 лет работал на БелАЗе. И не только отец и родственники, почти все земляки принимали активное участие в борьбе против чумы 20-ого века...
Наш сосед Сидоренко Алексей Исаевич воевал в танковых войсках и вернулся домой в звании капитана. А в последние годы своей жизни возглавлял истфак БГУ. Участие в Великой Отечественной войне принимали мой первый учитель Евгений Борисович Шахов, работавший лесником Павел Фролович Галынский, Павел Ульянович Головченко, Михаил Борисович и Николай Владимирович Стасенко, Алексей Андреевич Прудников, братья Николай и Иван Николаевич Сидоренко. Николай так и не увидел своих родных в послевоенное время. Он погиб, защищая наш народ, нашу страну. Вначале войны на Балтийском море погиб Петр Михайлович Галынский. Не вернулись с войны Александр Павлович Шунько, Владимир Гаврилович Гламозденко, Григорий Фролович Галынский, Филипп и его сын Николай Сидоренко, Андрей Кухарев, Иван Фролович Кухаренко, Алексей Ульянович Головченко и др.
В деревне хорошо помнят семью Сидоренко, проживавшую недалеко от выгона в направлении животноводческой фермы. Глава семьи Степан Киреевич не вернулся из фронта. Старший брат Петр Степанович работал фронтовым врачом. И еще долгое время после войны приезжал в родную деревню, чтобы пройти по знакомым тропам, подышать чистым воздухом, встретиться со своими родственниками, друзьями и знакомыми. А если вдруг кто-то приболел, бежали к нему за помощью.
Говоря о ветеранах Великой Отечественной войны, нельзя не сказать и о Василии Прокоповиче Гончарове, проживавшем недалеко от панской груши, вокруг которой ходила легенда, будто где-то вблизи ее было закопано золото. Он не был на Отечественной войне лишь потому, что в финской получил тяжелое ранение.
Недавно я вел разговор с работником Беларусбанка г. Костюковичи Владимиром Васильевичем Стасенко. Его отец Василий Яковлевич вернулся с войны инвалидом и около 20 лет работал директором Мокрянской средней школы. А его брат Михаил Яковлевич был расстрелян за связь с партизанским отрядом, который действовал в 3 км от нашей деревни в урочище Хоровынь.
Тесную связь с партизанами держали практически все мои земляки. И не только. Они были в его рядах. С большой любовью и горечью приходится вспоминать Ивана Онуфриевича Марченко. Он, как и упомянутый мною М. Я. Стасенко, по близорукости не был призван в ряды Советской Армии. Но он первым ушел в партизаны и был ведущим разведчиком. Зная немецкий язык и переодевшись в немецкую форму, он добывал важные сведения для отряда.Документально не подтверждено, но земляки рассказывыли... Возвращаясь как-то ночью из задания, он незаметно подошел к часовому и произнес: «Ханде Хох». У того же, возможно, от испуга проявилась отменная реакция. Не узнав своего разведчика, он выстрелил. И этот выстрел оказался смертельным. В оправдание этого трагического эпизода могу сказать: никто не застрахован от ошибок. В любой момент и всякое может случиться с каждым..И здесь же надо заметить: свою страничку в историю борьбы моих односельчан с фашизмом внесла и сестра Ивана Онуфриевича-Мария. Она продолжила дело брата. Вначале была связной , а потом ушла в лес, к партизанам. В последнее же время жила в Минске и работала преподавателем биологии суворовского училища.
Федор Иванович Кухаренко в послевоенное время работал учителем. Каждый день рано утром, вначале через всю деревню, затем по полю, лесом и вновь через поле он шел 4 км по забитой снегом дороге, переходя из Костюковичского в д.Студенец Климовичского района, где его ждали малыши начальной школы. И никто не припомнит, чтобы он искал себе льгот. Хотя имел на это право. Ведь во время войны он был в отряде, партизаны которого нередко наведывались в нашу деревню. Здесь их ждали и радовались каждому приходу. Угощали, чем могли. А они в свою очередь рассказывали о новостях из фронта,
победах над врагом.
Рассказывая о военной и послевоенной жизни своих земляков, хочу вспомнить еще одну семью. Проживала она рядом с сельским клубом .Было в семье четверо детей-сирот. Отца и матери у них не было. А воспитывала их старшая сестра Ольга Григорьевна Кухаренко. Ей при жизни можно было поставить памятник. Она в сложные предвоенные годы сделала все, чтобы получили образование братишки Алексей и Виктор, которые в годы войны стали на защиту Отечества. Алексей горел в танке, но живым вернулся на родину. В последние годы жил на Украине. А вот летчик Виктор не дождался дня Победы, Он погиб в конце войны. Сама же Ольга не была в стороне от того, что происходило на ее земле. К ней обращались партизаны за помощью. Она им шила и зашивала одежду, угощала всем, чем могла .
Как вспоминает ныне работающий врач-пенсионер г.Поставы Галина Федоровна Мацук(девичья Кухаренко), ее дедушка Иван Григорьевич Кухаренко жил возле леса. К нему, по рассказам ее бабушки, нередко приходили партизаны, чтобы помыться в бане и пополнить свой продовольственный запас. И приходили они смело, потому как староста был своим человеком. Может быть, поэтому и остались живы семьи тех, чьи мужья и дети находились в партизанах или были связаны с ними. А если говорить в целом, то наша деревня в полной мере относится к партизанскому краю. И чтобы запугать население, и оно не помогало партизанам, бишлеровцами с близлежащих деревень были схвачены по несколько человек и расстреляны без всякого суда и следствия на окраине д. Савиничи Климовичского района, (это в 6-7 км от д. Осов) на месте, где люди в довоенное время копали глину. Здесь были расстреляны и двое моих односельчан: названный мною Михаил Стасенко и Матвей Прудников. В Германию на принудительные работы была угнана практически вся несовершеннолетняя молодежь моей деревни. Петру Васильевичу Кухаренко, который сейчас живет в Климовичах, в начале войны было около15 лет .Вспоминая военное время, он сказал: «Немцам нужны были рабы-смертники. Я, Иван Прудников, Василий Сидоренко и Алексей Сырамалотов были вместе, в одной группе. Делали все, что прикажут. Мы сначала были в восточной, но по мере наступления наших войск, нас перегнали в западную часть Германии. Расчищали Штутгарт и другие города после бомбежек. Вернулись домой я и Иван. А двое товарищей погибли во время налета американской авиации. Мы их там и похоронили, недалеко от лагеря, за кладбищем вблизи Гинзбурга. Я это место хорошо запомнил…»
После освобождения родных мест были призваны на службу Василий и Иван Кухаренко. Александр Борисович Стасенко участвовал в войне с Японией. По словам родственников,он женился и остался жить и работать на Сахалине.
Будучи ребенком, я спросил у отца, а что эта за могилка на перекрестке лесной дороги. На кресте которой, если я не ошибаюсь, была фотография молодого парня, девушки и ребенка. И он ответил, что это семья солдата, который погиб, освобождая наш край. А вот при входе на гражданское кладбище мы всегда подходим к могилке, чтобы отдать дань уважения, похороненным здесь,если не ошибаюсь, советским летчикам.
Хочу сказать большое спасибо своей односельчанке Лилии Антоновне Галынской, которая до недавнего времени жила в г.Климовичи. Она более 28 лет работала учителем Братьковичской средней школы. Пять километров только в одну сторону в любую погоду почти ежедневно она шла в свою родную школу, чтобы донести свои знания ребятам. Это она в свои 82 года напомнила мне имена тех, которые я уже мог и не вспомнить.
Мне так хочется, чтобы мой материал не остался последним воспоминанием о героях военных и послевоенных лет моей маленькой отдаленной деревни Осов.Ведь живы еще те,кто помог бы создать полную картину борьбы моих сельчан с оккупантами Тем самым мы оставим важный исторический материал для тех, кто будет жить после нас.
Проходят годы. И все меньше и меньше становится тех, кто все реже даже на Радуницу приезжает в родную деревню. Ведь не вина моих земляков, что даже на картах Беларуси уже нет моей деревни. А ее жителей Чернобыльская беда разбросала по разным уголкам нашей Беларуси.
И мне хочется, чтобы нашлись энтузиасты, которые бы взяли шефство над кладбищем, на котором захоронены не только те, кто в годы войны отдал свою жизнь за честь и независимость нашей Родины.
Виктор Кухаренко, бывший житель д.Осов,учитель
Это материал был ранее опубликован в Костюковичской районной газете.А о братьях своего отца я внёс некоторые дополнения чуть позже в эту статью, которую вы читаете,
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1