В те далёкие годы наши родители, дедушки и бабушки работали как пчёлки, особенно в весеннее-осенний период...
В пять часов моя мать Татьяна Тимофеевна уже подоила корову, выгнала её на пастбище. Затопила печь, чистит картошку, делает сечку, кормит имеющуюся живность, а то и на грядки заглянет… Готовит завтрак.
И мы, дети, чуть позже уже были на ногах. Было, что молол зерно в жорновах, выполнял по хозяйству другие работы…. Вместе со взрослыми приходилось и коров пасти . Открытых пастбищ у нас практически не было. И гнали коров в лес, в урочище Хоровынь.... Иногда приходила мысль: как это коровы понимали наши " позывные" и шли туда, куда мы их направляли...Были случаи, когда, так называемая, бродячая незаметно уходила в сторону совхозного поля. И если она там обьедалась, да еще люпином, ее гоняли кнутом перед собой… Иначе, для неё это была смерть…
Справившись с утренними хатними проблемами, мать через некоторое время шла к клубу , чтобы узнать, куда сегодня ей идти на работу …
Как-то в урочище Сетное был организован «ударник». Мужчины косили траву… Потом сюда привезли вкусный обед, с мясом. А взрослым- и по чарке спиртного.. .
Вспоминается, как женщины рожь серпами жали, а мы, подростки , эти снопы свозили в амбар. Приходилось нередко сено или солому к стогам или на ферму на конях свозить.... А как только взошла картошка, мы ее окучивали. Мы были рады,что нам доверяли эту работу. Старались пораньше вставть, чтобы выбрать коня, который был покладистым, дружелюбным... Нарасхват были Машка и Вороной…
Была у нас и Евня (гумно), в которую свозили снопы ржи, льна.. . Здесь их досушивали и цепями отбивали зерно. Лён- это одна из трудоёмких культур. Его пололи, вырос- вырывали с корнем,вязали в снопы, везли на луг или прямо там же расстилали на вылежку. А потом, если на лугу лежал, то опять поднимали, вязали в снопы и везли сушить…Одной из передовых звеньевых по льну была Мария Тимомофеевна Головченко (Терешенко). Как вспоминает её дочь Зинаида, при подведении итогов ей всегда вручали подарки…
На молочно-товарной ферме дойное стадо насчитывало примерно 220 голов .Рано утром шли на ферму ,чтобы подоить коров вручную, наши неутомимые труженицы Надежда Николаевна Макаренко, Галина Ивановна Сидоренко, Александра Александровна Прудникова, а такжеЛюбовь Прохоровна Головченко, Нина Николаевна Смирная, Александра Ивановна Солтонова, Полина Максимовна Кухаренко и др.Добросовестно работали на протяжении многих лет конюхами Илья Андреевич Прудников и Николай Прохорович Головченко, телятницей Елена Александровна Головченко. Всю жизнь работали механизаторами Николай Петрович Кухаренко , Александр Николаевич Макаренко, Евгений Александрович Сыромолотов.
Мой отец дважды за день, рано утром и во второй половине дня, на машине возил молоко на завод в Костюковичи. Сразу же, после войны, он даже некоторое время был председателем своего местного небольшого колхоза. Основной причиной его дальнейшего поэтапного понижения было четырехклассное образование.
Не могу вспомнить того, кто у нас работал на газогенераторной машине. Она ездила на древесных чурках, А мы, малые, ехали зимой на кузове и грели руки и спину... Но зато хорошо помню Петра Архиповича Кухаренко. Он всю жизнь был водителем. А разве можно забыть мою соседку Марию Ильиничну Кухаренко ( дочь Ильи Кухаренко). Она работала везде, там, где позволяли её способности.
Была у нас и Цагельня… Название её произошло от слова «цэгла»,по русски «кирпич».Мне босиком возле нее пришлось месить глину в сбитом из досок небольшом корыте. Потом отец складывал это месиво в формочки и нёс к печи этого «минизавода». .
.В одно время у нас была соломенная крыша.Во время дождя она стала протекать, Как только дождь закончился, отец вышел во двор, взял сноп или два и расстелил на крыше…
Была в деревне и водяная мельница. Но о ней, как и о хлебозапасном магазине, мы узнаём только из архива…Конкретно даже не знаем, где мельница находилась. Одни говорят, если идти на Хутор, то справа от моста, другие –слева. Сегодня невозможно вспомнить и того,кто был инициатором поочередного ночного дежурства ,которое называли «эстафетной палочкой» ...
Вспоминаю, как в хате бабушки Екатерины стояли кросны, а в нашей -была самопрядка,на которой мать крутила нитки изо льна, а за деревней на снег расстилала вытканное полотно, полоскала бельё на речке, в полкилометре от хаты.. Всем хватало работы: то навоз из сарая выкинуть, то заготовить и наколоть дров,то сходить в ягоды,грибы,надрать лозы. Ходили в лес, чтобы накосить травы, так как из того участка луга, который выделял совхоз , его не хватало даже для одной коровы. А в некоторых подворьях были козы, овцы, индюки, гуси, утки, кролики…
Физическим трудом практически все были заняты , как правило ,13-14 часов в сутки…
Выходных дней у моих земляков практически не было, за исключением больших религиозных праздников. В каждой семье было 40 и более соток огорода, который ежедневно требовал пристального внимания, Иначе, хорошего урожая не получишь. Поливали грядки водой , набранной из колодца. А он от некоторых хат был метров за 100 и дальше. Это уже после чернобыльской трагедии, до переселения, водопроводная система в деревне заработала и приняла цивилизованный вид.
... Что ни говорите, а процентов 30 городского населения сегодня занимается умственнным трудом... А это большая нагрузка на нервную систему…По различным причинам появились новые болезни, которые в прошлом и не снились. Избавляясь от них, мы бегаем, плаваем,ходим в тренажерный зал или при ходьбе применяем шведские палки и т.д. И то не регулярно. Да и всё это в полной мере не заменит тот физический труд моих земляков на свежем воздухе…Многие сегодня даже делать гимнастику леняться ...
Так что, если не будет войн, а научная мысль будет и дальше двигать технический прогресс, то может случиться, что даже мелкую живность придется вдвоём держать . А второе предсказание (мир опутает паутина) уже сбылось. Интернет, А он также способствует потере здоровья
Виктор Кухаренко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2