(из истории родной деревниОсов) “
Раньше думай о Родине, а потом о себе”…. Эти слова из песни известны многим представителям старшего поколения. Этому нас учили в школе.Родители,если не говорили нам об этом вслух,то мы “читали” природу, которая нас окружала.Многие из нас и сегодня не могут забыть свою маленькую родину, те, дорогие сердцу места, которые мы посещаем…
Говорят, что нынче не то время, не то поколение. Может быть,оно и так… В четырех каменных стенах ребята черствеют, в том числе и от незнания истории, простейших законов экономики, жизни ?… Им хочется вырваться в поисках счастья. Улыбаясь, иногда, обыватели призносят : ”Счастье не в деньгах, а в их количестве”. А деньги, как утверждал известный французский писатель Бальзак, расчеловечивают человека…И в итоге, мир сходит с ума… от ума и безделья?… К моим землякам, которых я знаю и помню, это не относится. Мы уже в преклонном возрасте, но хотим образно возродить нашу деревню Осов, в которой жили наши отцы,дедушки и предки...Есть тому несколько причин. Тяжелым испытанием для моих земляков была война 1941-1945 годов.Все, кто мог, ушли на фронт бороться за честь и независимость нашей Родины…
45 из них не вернулись домой, в том числе и трое из пятерых сыновей Тита Стасенко. Все они оставили неизгладимый след в душе потомков… Мой отец, Алексей Евменович, вернувшись живым, много рассказывал о войне… И только чуть позже, повзрослев, мы, его сыновья, обратили серьезное внимание на то, что он награжден медалью “За отвагу”, орденами Отечественной войны и Красной Звезды... И теперь мы бережно храним награды, которые отец принёс с войны…
В годы Великой Отечественной войны в двух километрах от деревни, в урочище Хоровынь, действовал партизанский отряд “За Родину”. В числе тех, кто встал на защиту Родины, были и мои земляки... Партизаны нередко приходили в деревню, чтобы помыться в бане, пополнить продовольственный запас... Не то в целях устрашения, не то за связь с партизанами фашисты расстреляли Михаила Стасенко и Матвея Прудникова. В Германию на принудительные работы из Осова было угнано восемь подростков. Вспоминая войну, Петр Васильевич Кухаренко в телефонном разговоре со мной сказал: «Немцам нужны были рабы-смертники. Я, Иван Прудников, Василий Сидоренко и Алексей Сыромолотов были со мной в одной группе. Делали всё, что прикажут. Расчищали города после бомбёжек… Двое товарищей погибли во время налёта американской авиации… Мы их похоронили недалеко от лагеря, за кладбищем, в Гюнцбурге… Я это место хорошо запомнил…».
Виктор Стасенко вспоминает, как он как-то спросил у родителей, а почему это у тети Аксиньи руки и ноги в глубоких ранах? Оказывается, вернувшись из немецкого рабства, Ксения Афанасьевна Сержанова пришла из Титовки к своей сестре. Ей не было где жить, потому как ее мать расстреляли фашисты. В плену Ксения была живой мишенью для овчарок. И не выжила , если б её не подлечила одна из немок. Перенесённые издевательства в немецком рабстве не прошли бесследно. Она умерла в 40-летнем возрасте.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9