Роман в стихах «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»: пушкинские герои описывали дворянское общество 1830-х годов, его уклад, привычки и быт.
Ищем детали прошлого в романе Александра Пушкина — читайте, как строили и обставляли старинные дворянские усадьбы и что интерьер мог рассказать о владельце: ok.me/mI7G1
* Елена Самокиш-Судковская. Онегин с Ленским в гостях у Лариных (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург
66 комментариев
503 класса
4 мая 1738 года в Российской империи появилась первая балетная школа — сейчас это Академия русского балета им. А.Я. Вагановой.
Читайте об истории русского балета на портале «Культура.РФ»: ok.me/zMZG1
* Мари-Александр Алофе. Мария Тальони в балете «Сильфида». 1840-е годы. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
2 комментария
266 классов
7 мая 1840 года родился Петр Чайковский.
Родители будущего композитора хотели, чтобы сын стал юристом, однако он с детства увлекался музыкой. В 23 года Чайковский бросил службу в министерстве юстиции и сосредоточился на творчестве. Еще при жизни композитора в газетах писали о его «внушительной силе мастерства». В историю мировой классической музыки Петр Чайковский вошел как автор десяти опер, трех балетов и семи симфоний.
Знакомьтесь с биографией композитора на портале «Культура.РФ»: ok.me/i1bG1
* Николай Кузнецов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва
8 комментариев
360 классов
Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. В 1878 году он построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.
Сюжетом для картины стала русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое». Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен.
Однако для своей картин Васнецов позаимствовал из сказки только Золотую царевну. Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. А поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов.
Золотая царевна и царевна Драгоценных камней изображены одетыми в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. А младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.
Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. Но эти работы во многом определили дальнейшее творчество художника: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин.
* Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея,Москва
#КартинаВДеталях_КультураРФ #КультураРФ
9 комментариев
505 классов
Сегодня отмечает день рождения леди Совершенство — Наталья Андрейченко.
Читайте биографию актрисы: ok.me/HLZG1
8 комментариев
220 классов
Кто назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни? Отвечаем на #КультурныйВопрос ok.me/FwbG1
2 комментария
13 классов
«Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова #КартинаВДеталях_КультураРФ
«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду усадьбы Домотканово, которой владел Владимир фон Дервиз, близкий друг Серова. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, чтобы уловить игру цветовых контрастов. Ее создавали освещенная солнцем Мария Симонович и темная кора дерева, светлая блузка девушки и ее синяя юбка глубокого оттенка, яркая поляна и тенистый парк на заднем фоне. Палитру оттенков летней природы, тончайшие светотени и солнечные зайчики на фигуре модели Серов выписывал мелкими мазками.
Валентин Серов работал над портретом три месяца — в самые жаркие часы, ловя каждый солнечный день. Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение. Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я — важностью своего назначения».
Художник планировал показать полотно на восьмой выставке Московского общества любителей художеств. Картиной заинтересовался Павел Третьяков. Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов. Он писал художнику: «На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее».
Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. 22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя в Третьяковской галерее». Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
* Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2 комментария
63 класса
Художница Надя Рушева прожила всего 17 лет. За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, в СССР и за рубежом прошло 15 персональных выставок ее работ. Большая их часть сейчас хранится в Государственном музее А.С. Пушкина. Вспоминаем иллюстрации юной художницы Нади Рушевой: ok.me/pLQF1
28 комментариев
572 класса
В 2013 году Эльдар Рязанов составил список из десяти своих любимых фильмов для путеводителя «650 фильмов, изменивших мир».
Предлагаем вам познакомиться с картинами, которые нравились режиссеру: ok.me/nrVF1
* Кадр из художественного фильма Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979)
100 комментариев
195 классов
Глеб Жеглов и Володя Шарапов, Кирпич и Манька Облигация. 10 мая 1978 года начались съемки культового фильма о советской милиции «Место встречи изменить нельзя».
Вспоминаем крылатые фразы из картины: ok.me/7ubG1
«Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова #КартинаВДеталях_КультураРФ
«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду усадьбы Домотканово, которой владел Владимир фон Дервиз, близкий друг Серова. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, чтобы уловить игру цветовых контрастов. Ее создавали освещенная солнцем Мария Симонович и темная кора дерева, светлая блузка девушки и ее синяя юбка глубокого оттенка, яркая поляна и тенистый парк на заднем фоне. Палитру оттенков летней природы, тончайшие светотени и солнечные зайчики на фигуре модели Серов выписывал
Тема Великой Отечественной войны стала одной из самых популярных в советской литературе 1950–60-х годов. Будущие писатели встретили войну школьниками и студентами, некоторым тогда было всего 17 лет. Несмотря на это, они участвовали в сражениях, работали военными корреспондентами, попадали в плен и получали ранения. А потом рассказывали о своем боевом опыте в книгах.
Читайте, как провели военные годы писатели-фронтовики и что вдохновило их на известные произведения: ok.me/nvbG1
* Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Выставка достижений народного хозяйства появилась в Москве как место, где работники со всего Советского Союза могли обменяться опытом и познакомиться с передовыми технологиями своего времени. Помимо павильонов, в которых гостям демонстрировали успехи советских тружеников, там находились и декоративные объекты.
Рассказываем, как на ВДНХ появились три исторических фонтана, что они символизировали и как изменились за 80 лет: ok.me/EvbG1
* Фонтан «Каменный цветок», Москва. 1955 год. Фотография: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
* Фонтан «Дружба народов», Москва. 1964 год. Фотография: Г. Самсонов / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
*
В новом выпуске постоянной рубрики #НародыРоссии_КультураРФ рассказываем про осетин.
Знакомьтесь со всеми народами нашей страны в спецпроекте: ok.me/AcTG1
10 мая родилась Юлия Друнина.
Скажи мне, детство,
Разве не вчера
Гуляла я в пальтишке до колена?
А нынче дети нашего двора
Меня зовут с почтеньем «мама Лены».
И я иду, храня серьезный вид,
С внушительною папкою под мышкой,
А детство рядом быстро семенит,
Похрустывая крепкой кочерыжкой.
Юлия Друнина. 1959
* Поэтесса Друнина Ю.В., 1983 год. Фотография: ИТАР-ТАСС/Архив
Глеб Жеглов и Володя Шарапов, Кирпич и Манька Облигация. 10 мая 1978 года начались съемки культового фильма о советской милиции «Место встречи изменить нельзя».
Вспоминаем крылатые фразы из картины: ok.me/7ubG1
По официальным данным, в ходе Великой Отечественной войны пострадало свыше 160 музеев. Множество культурных ценностей были вывезены за пределы страны, какие-то экспонаты погибли безвозвратно или были утеряны, но многое удалось сохранить силами музейных работников.
Рассказываем, как эвакуировались музеи во время Великой Отечественной войны.
#9Мая#ДеньПобеды#КультураРФ