Интересные эпизоды из истории ст. Урухской
вспоминает её летописец И. Ф. Власенко
МОЖЕТ БЫТЬ, КОГО-ТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ…
В публикуемых ниже заметках И. Ф. Власенко, бывшего в конце 20-х годов председателем Урухского стансовета, рассказывается о казацком быте, других характерных штрихах той далекой поры.
ЧТО ТРЕБОВАЛОСЬ КАЗАКУ
Среди казаков витала пословица: «Слава казачья, а жизнь – собачья». И неспроста. Служили казаки четыре года, на собственной лошади. Отправляясь в полк, каждый должен был иметь: на лошадь полную сбрую – новое седло, сумы кожаные, две торбы, чембур, а также – по две уздечки, скребницы и щетки.
А вот что требовалось казаку лично для себя: две черкески, два бешмета, полушубок, две шапки, две пары сапог, четыре пары портянок, четыре пары белья, две – перчаток, и еще – шашку. кинжал, плеть, иголку с ниткой и походный сундучок.
В полк уходили служить в возрасте 22 лет. Отслужив положенный срок, казак не имел права работать на строевом коне в течение четырех лет – все это время он числился в запасе первой очереди. В возрасте 30 лет казак переходил в запас второй очереди.
Периодически устраивался «смотр», т.е. проверялось наличие лошадей и содержание всей необходимой амуниции. И только в возрасте 50 лет казак окончательно снимался с учета.
Во время тревоги все состоящие в запасе первой очереди прибывали на лошадях к управлению в распоряжение дежурного старшего урядника, который при необходимости докладывал атаману или его помощнику.
ЧТО ТАКОЕ «ПЕРЕРЕЗ»?
Спроси об этом сейчас – вряд ли кто ответит. Между тем сей предмет играл очень важную роль. от него жизнь новорожденного зависела.
Наши предки перерезали бочку пополам и получали две посудины, удобные для купания. Где при помощи пара бабушки-повитухи принимали роды. Надо сказать, они проходили легче, чем сейчас, и без смертельных исходов. Как видно, применение пара при родах более безопасно, нежели холод и скальпель. У нас в станице был большой «перерез», в котором свободно сидела роженица, и мне лично пришлось однажды, в 1931 году, принимать роды. Так что старое – не всегда значит плохое…
КАК ОТДЫХАЛИ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ
Пасха, Троица, Рождество, Крещение, Покров, Вознесение – во время этих и других праздников проводилось служение в церкви, которую посещали все – и молодые, и старики. Каждый старался одеться как можно лучше – это было до 12 часов. А после обеда начинались игры – в русский мяч, городки, по загону свиньи в клетку (что-то вроде нынешнего хоккея), за станицей устраивалась джигитовка на лошадях.
Пожилые люди собирались в домах вокруг тульского самовара и неспешно вели дружеские беседы о станичных новостях, видах на урожай – обо всем, что волновало их, спаянных одной казацкой судьбой. Cобирались в круг на улицах, пели песни и танцевали под гармонь. Пьяных не было. хотя вино продавалось свободно. по домам и в лавках. А если вдруг кто-то появлялся на улицах в нетрезвом состоянии, то его немедленно забирали патрули и сажали в карцер. А из карцера доставляли к атаману, что оставалось в памяти надолго и не вызывало желания повторной встречи.
О «РАСКУЛАЧИВАНИИ».
Оно началось в 1929 году (я тогда был председателем стансовета). По этому вопросу была инструкция. Раскулачиванию подлежали: торговцы и «крестьяне-эксплуататоры», имевшие годовых работников в своем хозяйстве.
По нашему стансовету проходили двое – Иван Ивашин, который торговал вином, и Ефим Бабарицкий, имевший сильное крестьянское хозяйство (12 рабочих лошадей, полсотни крупного рогатого скота, до двух десятков дойных коров). Ивашина мы предупредили, и он прекратил торговлю. А вот Бабарицкого раскулачили и арестовали, отправили в район, и больше я его не видел…
И. ВЛАСЕНКО.
(23 июля 1992 г.).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1