Система работы по обучению ребенка родному языку направлена на формирование у детей четкой, грамматически правильной, логичной, лексически обильной речи. Ребенок с хорошей устной речью легко вступает в общение с окружающими, понятно выражает свои мысли и желания. Отставание же в речевом развитии оказывает негативное влияние на становление полноценной личности. Дети с речевыми отклонениями, начинающие осознавать недостатки своей речи, становятся робкими, молчаливыми, вспыльчивыми.
Среди многообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема формирования звукослоговой структуры слова. Под звукослоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида образующих его звуков и слогов. Недостаточный уровень сформированности структуры слова у детей затрудняет усвоение словарного запаса и грамматического строя речи, способствует появлению аграмматизмов, нарушается овладение языковым анализом и синтезом. Следовательно, ребёнок испытывает большие трудности в овладении письменной речью и усвоением школьной программы.
Часто встречающейся ошибкой при произнесении слов сложной слоговой структуры у детей с недоразвитием речи является уменьшение стечений согласных и слогов, что подтверждает несформированность артикуляционной основы. Поэтому в коррекционной работе по формированию навыков правильного звукослогового оформления особое внимание отдается развитию общей, мелкой и артикуляционной моторике.Также распространенной ошибкой у детей является смешение и увеличение числа слогов, что указывает на недостаточное развитие слухового восприятия. Поэтому в коррекционной работе развитию сенсорных способностей уделяется особое внимание.
Согласно современным научным исследованиям, логопедическая ритмика является сильнейшим коррекционно-развивающим зарядом для развития психофизиологических и речевых функций человека. Применение средств логоритмики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками может стать эффективным средством для формирования звукослоговой структуры слова.
Логоритмика занимает важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения речи. Она направлена на:
•развитие слухового внимания и двигательной памяти;
•совершенствование фонематического, музыкального слуха, чувства ритма;
•развитие дыхания, голоса, артикуляции;
•развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
•развитие пространственной ориентации;
•формирование и развитие зрительной и двигательной координации.
Таким образом, работа по формированию звукослоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи становится более успешной при использовании логопедом разнообразных средств логоритмики, которая положительно воздействует на речевое, эмоциональное и психофизиологическое развитие ребенка. Развитие психомоторных сфер на занятиях логоритмики происходит на непроизвольном, неосознанном уровне. Использование средств логоритмики в коррекционной работе приносит детям положительные эмоции, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Логоритмические минутки
Упражнение на развитие звукового восприятия: «Дождик»: пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Пусть ребенок наберет в горсть крупу и высыпает её, имитируя то, как капает дождик. Лучше взять фасоль или горох.
Упражнение на развитие ритма: “Вы скачите палочки…”: отстукивание ритмов стихотворений, чистоговорок, потешек.
«Вы скачите палочки (стучим двумя палочками одновременно)
Как солнечные зайчики: Прыг – прыг, скок – скок,
(стучим, скрестив палочки, друг о друга).
Прискакали на лужок, Правой ножкой топ – топ, (правой палочкой стучим о пол). Левой ножкой топ – топ, (левой палочкой о пол).
На головку сели, (изобразить “рожки” палочками),
Песенку запели: Ля – ля – ля, ля – ля – ля» (стучать заданный ритм, пропевая “ля”).
Составитель: Предводителева Г.А.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев