Элизабет Фрай, одетая в дорогие наряды, была женой богатого врача и издателя из Бристоля/Лондона по имени Джозеф Фрай. Элизабет была сестрой Джозефа Герни, и вместе они выступали против смертной казни за подделку валюты — преступление, в котором квакеры Северной Америки, особенно в районе Род-Айленда, были непропорционально активны. После 1776 года производство фальшивой валюты для Британской империи было возвращено в такие города, как Бристоль, откуда происходила семья Фрай. И семьи Фрай, и Герни были квакерами.
Гиперсексуальность и лицемерие квакеров были настолько широко известны, что стали обычным материалом в порнографических изданиях XIX века:
Современный анекдот подчёркивает пикантный викторианский образ квакерш: известную женщину-проповедницу спрашивают, не внушал ли ей «дух» мыслей о браке, на что она отвечает: «Нет, друг, но плоть часто внушала».
Появление этого анекдота в сборниках поздневикторианских порнографических журналов «Жемчужина» и «Будуар» подчёркивает эротическую природу квакерши — женщины, движимой духом, чтобы говорить откровенно о теле. Второй анекдот ещё больше акцентирует внимание на плоти квакерши:
«Папист и квакер путешествовали по равнине, где был установлен крест, и папист весьма набожно поклонился ему, что так разожгло рвение честного квакера, что он с негодованием сказал паписту: „Ты мог бы с тем же успехом поклониться виселице, ведь они обе сделаны из дерева“. На что папист ответил: „Тогда, в знак приветствия, ты мог бы с таким же успехом поцеловать зад своей жены, как и её рот, ведь они оба сделаны из одного материала“» (Будуар 63).
Но то, что существуют общественные представления, не обязательно делает их справедливыми — был ли образ квакерской гиперсексуальности справедливым?
Я думаю, лучший способ ответить на этот вопрос — посмотреть на единственную территорию, где квакеры устанавливали правила: Пенсильвания до 1776 года и «квакерский город» Филадельфия. Король Карл II передал «собственность» квакеру Уильяму Пенну, чтобы урегулировать военные займы (
https://statemuseumpa.org/charter-pennsylvania-birth-certificate/), предоставленные отцом этого праведного пацифиста. (Семья Пеннов была известной военной семьёй (
https://www.ushistory.org/penn/bio.htm), а также ростовщиками.) Фактически, это дало квакерскому меньшинству колонии Пенсильвания сюзеренитет над этой территорией, изначально заселённой шведами и голландцами. Историк Сара Ребекка Шмидт (
https://scholarworks.wm.edu/etd/1539626685/) объясняет, как эта новая британская форма правления повлияла на местную секс-торговлю:
Ещё один колониальный город, который может пролить свет на сексуальные проступки в XVIII веке, — это Филадельфия. Район, который стал первой столицей Соединённых Штатов, был заселён как Новая Швеция в 1638 году. Город оставался таковым до 1655 года, когда он был поглощён Новыми Нидерландами, но Новые Нидерланды (позже переименованные в Пенсильванию) не стали британской колонией до 1682 года (Райс 1983). Возможно, смена руководства/власти позволила непристойному поведению остаться незамеченным и, в свою очередь, экспоненциально вырасти до такой степени, что законодательным органам пришлось принять меры в 1697/98 годах:
«Что касается роста порока, мы не можем не признать, что по мере того, как это место становилось более населённым и население увеличивалось, распущенность и порок также проникли сюда, что мы оплакиваем... Что касается таверн, мы считаем, что их слишком много в правительстве, особенно в Филадельфии, что является одной из главных причин роста порока и затрудняет его подавление и контроль» (Цит. по Райс 1983: 30).
К 1757 году в Филадельфии насчитывалось 120 таверн (Райс 1983: 31), британские казармы, печально известные тем, что в них проживали низшие слои общества, беглецы и проститутки (Лайонс 2006: 110), а также пещерообразные бордели вдоль берегов реки Делавэр (Флекснер 1982: 449; Лайонс 2006: 110). К 1776 году население достигло более 21 000 человек (Райс 1983: 31), что было достаточно большим, чтобы скрывать даже мужскую гомосексуальность (Бенеманн 2006: XVI). Однако документация сексуальных проступков трудна для обнаружения; во время своих исследований Клэр Лайонс заметила, что сообщество больше заботилось о насилии со стороны моряков, чем о проститутках или их бизнесе, когда она изучала статьи 1760-х годов из «Пенсильванской газеты» (2006: 108). Она обнаружила, что проституция документировалась только в случае совершения другого преступления или его причастности (Лайонс 2006). Подобно газетам, судебные записи также содержат подробности о сексуальных проступках только тогда, когда совершалось «настоящее преступление» (Лайонс 2006: 109).
Секс-торговля под «собственничеством» квакеров процветала «экспоненциально», если с ней не ассоциировались более заметные преступления.
Политическая власть квакеров изменилась после революции 1776 года, что, в свою очередь, повлияло на секс-торговлю. В Филадельфии бизнес продолжался как обычно, и я напишу об этом подробнее позже. Однако в Нью-Йорке, где проституция тесно ассоциировалась с британским деспотизмом и оккупацией, ситуация была гораздо интереснее.
Когда британцы были изгнаны из Нью-Йорка в День эвакуации в 1783 году, их проститутки и квакеры, которые их сводили, также были изгнаны из города. История этих несчастных женщин стала политическим инструментом в 1970-х годах, когда разрушительное влияние секс-торговли на политику получило общественное обсуждение через такие работы, как книга Эдварда Бристоу «Проституция и предубеждение: Еврейская борьба против белого рабства» и широко разрекламированные процессы по обвинению в непристойности миллионера-издателя Ларри Клакстона Флинта-младшего. (Голливуд прославил Флинта(
https://en.wikipedia.org/wiki/The_People_vs._Larry_Flynt) в 1990-х годах.) Женщины, ставшие жертвами этого оружия секс-торговли XVIII века, были известны как «Джексонские белые» и «Джексонские чёрные». Их история захватывающая.
В XVIII веке европейцы — как законопослушные, так и преступники — нередко собирались (похищались) своими правителями и принуждались к военной службе. Монархи также насильно вербовали женщин для сексуального обслуживания этих новобранцев, используя схожие тактики. Британцы делали это во время Американской революции, чтобы контролировать поведение своих войск, которые в противном случае могли бы издеваться над местным американским населением и проиграть войну идеологически. Как политические союзники своего патрона, британского монарха, квакерские сутенёры были важной частью этой стратегии общественных связей.
Однако американцы разгадали этот обман, и негативные социальные последствия обширной британской секс-торговли привели к бунтам в местах расположения этих борделей, как отмечает Шмидт:
Бордели в Нью-Йорке подвергались нападениям в знак протеста против британских солдат в 1765 году и были причиной бунтов в конце XVIII века. Начало бунтов в борделях 1793–1799 годов произошло в доме Матушки Кэри, расположенном между третьим и пятым округами на северной окраине города. Семнадцатилетнюю девушку заманили в этот дом и изнасиловал богатый человек, который позже был оправдан (Гилдж 1987: 88). Шесть дней спустя, 14 октября, разъярённая толпа начала забрасывать камнями бордель Матушки Кэри; бунтовщики сорвали с крыши черепицу, уничтожили кровати и другую мебель, выстрелы полицейских не смогли остановить восстание (Гилдж 1987: 88). Статья в местном журнале от 16 октября 1793 года под заголовком «„Прогулка“ Позапрошлой ночью гнездо ЦЫПОЧЕК Матушки Кэри... было сильно потревожено примерно 600 разгневанными гражданами» (Цит. по Гилдж 1987: 90–91) упоминает, что из окон дома были выброшены нижние юбки, сорочки, шёлка, пуховый диван и перинные кровати; позже той же ночью полиция была вызвана обратно на улицы около Уоррен/Мюррей (Гилдж 1987).
Всего в упомянутых бунтах 1793 года было арестовано семь человек; в бунтах 1799 года — сорок пять…
В ранней Америке проституция ассоциировалась с эксплуататорским классом богатых британских сторонников, многие из которых были квакерами. Лондон заключал контракты на поставку женщин со всей империи для обслуживания военных борделей; в этом конкретном конфликте такими женщинами были упомянутые «Джексонские белые» и «Джексонские чёрные».
Проститутки Джексона — названные так потому, что британский капитан по фамилии Джексон получил контракт на поставку тысяч женщин из Британии, а позже из Вест-Индии для обслуживания оккупационных войск — стали известны в 1930-х годах, когда историк Дж. К. Стормс собирал устные истории жителей и окрестностей гор Рамапо в южном штате Нью-Йорк/северном Нью-Джерси. Эти нью-йоркцы/жители Нью-Джерси считали себя или своих соседей потомками этих несчастных женщин:
Солдаты грубого и готового к бою типа, составлявшие среднего британского Томми того времени, могли легко своей беспечной свободой настроить весь город против Англии и заставить его решительно поддерживать американское дело…
Но выход из этой трудности был, и он давно использовался воюющими европейскими нациями, в том числе самой Англией. После небольшого расспроса был найден человек, готовый взяться за это дело. Его звали Джексон… Мы не знаем, был ли он жителем Лондона, хотя, предположительно, был, поскольку его знали в военном министерстве, расположенном там.
Был заключён контракт, согласно которому Джексон должен был найти три тысячи пятьсот молодых женщин, от которых Англия, по её мнению, могла легко избавиться, и отправить их в Америку, чтобы они стали интимной собственностью армии, расквартированной в Нью-Йорке, тем самым снимая напряжение, вызванное тем, что в любой момент эти солдаты могли взять себе местных жительниц, которые временно пришлись им по вкусу.
Правительство должно было обеспечить транспортировку жертв этого заговора, а по прибытии в Нью-Йорк могло позаботиться о них по своему усмотрению. По окончании войны, которая, как считалось, скоро закончится, поскольку разрабатывались другие планы для быстрого подавления этого восстания, будет придумано какое-то решение для этой ситуации. Когда Джексон поставит требуемое количество женщин, его контракт будет выполнен. За свои услуги он должен был получить плату в английском золоте; по лучшей имеющейся информации, это было 2 фунта за каждую женщину.
Джексон поручил своим агентам вербовать женщин из борделей Лондона, Ливерпуля, Саутгемптона и других английских городов вдоль морского побережья. Эти люди должны были работать тихо и быстро; женщины противились этому плану, а народ в любой момент мог восстать против него. Не то чтобы существовало всеобщее сочувствие к этим женщинам, которых практически продавали в рабство в чужой стране, но Джексон и его люди не были слишком разборчивы в отношении тех, кого они захватывали. Если молодая женщина или замужняя дама случайно возвращалась домой с работы или находилась на улице по честному делу, она подвергалась той же участи, что и обитательницы домов дурной репутации, и многие уважаемые работницы или молодые домохозяйки были похищены и уведены в жизнь позора за морем.
Джексон загружал свой человеческий груз на суда в гаванях, заставлял их спускаться под палубу и задраивал люки, чтобы предотвратить побег, даже через самоубийство, прыжок за борт. Все доступные суда, пригодные для плавания, использовались для перевозки солдат и припасов для армии, и ни одно не могло быть выделено, кроме самых ветхих посудин. Джексон использовал двадцать таких судов. Все они отплыли в Америку, но во время пересечения океана разразилась сильная буря. Некоторые суда отделились от других. В итоге, одно за другим, в Нью-Йорк прибыли девятнадцать из них…
Оплата за каждую голову делала эту потерю серьёзной проблемой для Джексона, с добавлением вероятности, что неспособность поставить оговорённое количество женщин могла быть использована как аргумент для расторжения его контракта.
Соответственно, одно судно было отправлено в Вест-Индию, наиболее доступное британское владение, загруженное чернокожими женщинами, собранными тем же способом, что и остальные, и доставлено в Нью-Йорк.
Я хотел бы подчеркнуть, что ничто в рассказе Стормса об этих устных историях не противоречит тому, что мы знаем о британских военных и их связи с секс-торговлей в то время. Народные знания жителей Рамапо о своей истории соответствуют академическим данным.
Естественно, когда в 1783 году наступил День эвакуации, эти женщины оказались в вдвойне ужасающей ситуации:
Вдруг кто-то вспомнил о сотнях английских женщин, заключённых в Лиспенардс-Мидоус [главных борделях, расположенных недалеко от современной Канал-стрит в Нью-Йорке]. Не было места, чтобы взять их с собой, даже если бы было такое желание… Был отдан поспешный приказ, гонец помчался в Мидоус, отпер и распахнул большие ворота частокола и поспешил обратно, чтобы сбежать из города вместе со своими товарищами.
Из ворот частокола хлынула пёстрая толпа женщин, после нескольких лет заточения в их зловонных помещениях. Вскоре группа разделилась; около пятисот женщин решили направиться на север и бродили вдоль берега реки Гудзон, пока не достигли открытой местности в районе современного города Хусик-Фоллс, в ста пятидесяти милях от их бывшей тюрьмы. Там они оставались, уменьшаясь в числе, пока примерно сорок лет назад не исчезли полностью, когда умер последний представитель этой группы.
Гораздо большая часть людского потока, хлынувшего из Лиспенардс-Мидоус в тот знаменательный День эвакуации 1783 года, каким-то ныне неизвестным способом достигла западного берега Гудзона. Возможно, их поспешно переправили через реку на некоторых военных судах в качестве последнего акта гуманизма. Как бы то ни было, оборванная толпа достигла стороны Нью-Джерси и начала своё паломничество, чужаки в чужой стране, без места, куда пойти. По оценкам, эта орда насчитывала около трёх тысяч человек или чуть больше. Хотя многие женщины умерли от холода и болезней, было ограниченное увеличение численности за счёт рождений. К компании присоединились несколько солдат, предпочитавших связать свою судьбу с беженцами, сформировав квазипривязанность к кому-то из них. Тори, которые не смогли обеспечить себе проход в канадские порты, заботились о своей физической безопасности, а не о социальном статусе, поскольку было ясно, что остров Манхэттен внезапно стал слишком мал для совместного проживания патриотов и тори…
Затем последовал ещё один памятный поход. Через луга Хакенсак, вверх по долине реки Сэддл эти отверженные пробирались пешком. Женщины несли младенцев на руках, старшие дети цеплялись за их оборванные юбки, ещё более старшие бегали туда-сюда, радуясь новой свободе, которую они не могли понять. Грабёж фруктовых садов и умышленные набеги на поля и огороды вызывали гнев фермеров, которые прогоняли странников жёсткими словами и часто более жёсткими ударами, на что те отвечали тем же. Никто не хотел этих несчастных. Когда они останавливались отдохнуть, на них натравливали соседских собак.
Наконец, миновав Окленд, толпа вошла в перевал Рамапо…
В 1974 году, примерно в то время, когда издатель Ларри Флинт запустил журнал Hustler, посвящённый жёсткой порнографии, и продажи Playboy Хью Хефнера достигли пика, антрополог Дэвид Коэн опубликовал свою книгу «Народ гор Рамапо» (
https://books.google.com/books/about/The_Ramapo_Mountain_People.html?id=JrlFAQAAIAAJ&source=kp_book_description), которая поставила под сомнение повествование Стормса. В США 1970-х годов порнография была видна как никогда раньше, и порноиндустрия, часть секс-торговли, рисковала больше, чем когда-либо. Общественный протест был неизбежен.
Стратегия Коэна заключалась в том, чтобы опровергнуть эту тогда известную историю злоупотреблений в секс-торговле, ставя под сомнение существование «Джексонских белых» и «Джексонских чёрных». Вкратце, аргументы Коэна были следующими: 1) жители Рамапо и окрестностей не могут быть доверены в точном запоминании своей истории, 2) неназванные источники не смогли подтвердить газетные ссылки Стормса, и 3) Коэн говорил с кем-то, кто утверждал, что Стормс (к тому времени уже покойный) сказал ей, что он писал «цветисто». В справедливости, Коэн признал, что рассказы Стормса точно отражали существующие устные истории региона.
На мой взгляд, критика Коэна в отношении газет — это наиболее значимые замечания, к которым приближается антрополог. Если тщательное изучение «Нью-Йорк Газеттир» Ривингтона с 1773 по 1783 год не содержит ссылок, которые записал Стормс, это ослабляет его источники о жертвах Джексона, но никоим образом не отрицает их существование. Однако мы ничего не знаем о так называемых исследователях, на которых опирается критика Коэна, ни о их методах исследования. Я много просматривал газетные архивы в своей жизни, и очень легко упустить информацию, если параметры поиска слишком узкие. Также нередко архивы оказываются очищенными, когда на кону интересы влиятельных людей — я сам это видел в отношении секс-торговли.
Если бы Коэн хотел создать академически строгую работу, он мог бы попытаться проследить за отколовшейся группой «Джексонских белых», которые ушли на север, в конечном итоге в Хусик-Фоллс, штат Нью-Йорк. Если бы он это сделал, он бы нашёл другие доказательства их существования — и того, что их сводили квакеры в Хадсоне, штат Нью-Йорк.
Нет комментариев