Здесь Иоганн Гербер четко отличает народное предание о происхождении горских евреев из колен Иуды и Вениамина от мнения раввинов об их происхождении от пленников, захваченных ассирийцами. Поскольку первая версия исключает другую (в 722 году до н.э. ассирийцы увели в плен десять северных колен Израиля, а колена Иуды и Вениамина еще долгое время жили на юге в пределах Иудейского царства и в 586 году до н.э. были уведены в плен — в Месопотамию — вавилонским царем Навуходоносором), это еще раз подтверждает вывод о том, что рассказ раввинов — это не более чем умозрительное и не вполне корректное заключение, основанное на сведениях 2-й Книги Царств.
Указание горских евреев на свое происхождение из колен Иуды и Вениамина отмечалось исследователями многократно. В 1636 году, когда Адам Олеарий побывал в Дербенде, он отметил, что там живут евреи, „пишущие себя из колена Вениаминова», а в 1670 году Ян Стрейс писал, что восточнокавказские евреи „гордятся своим происхождением из колена Вениаминова».
Около 1770 года академик С. Г. Гмелин также отметил, что дагестанские евреи ведут свое происхождение от колен Иуды и Вениамина, а спустя сто лет с этим же сообщением горских евреев столкнулся Иуда Черный.
Воспоминание о своем происхождении из колен Иуды и Вениамина горские евреи сохраняют и в наше время. В Дербенде в 1976 году от Риспо Семеновой (Ягудаевой) и в 1978 году от Наума Ханукаева я слышал буквально следующее: „Иму эз Еудо не Биньёми» или „Иму эз шевдей эн Еудо не Биньёми» („Мы из колена Иуды и Вениамина»). Это служит лишним подтверждением того, что евреи до своего переселения на Восточный Кавказ жили не в Мидии, а в Месопотамии.
Как уже говорилось, наиболее вероятным является предположение, согласно которому предки современных кавказских татов были переселены на Кавказ в последние годы правления шаханша-ха Кавада I или, скорее всего, в первые годы правления его сына Хосрова I Ануширвана. Эта гипотеза опирается на недвусмысленные сообщения арабского историка ал-Белазури (X век) и автора дагестанского исторического сочинения „Дербенд-наме» (XVII век).
Ни эти, ни какие-либо другие источники не содержат никаких указаний на то, что среди переселявшихся на Кавказ иранцев были и евреи. Однако, согласно одной дагестанской хронике, к приходу арабов в Дербенд (652 год) в Табасаране жило много евреев. Кроме того, тот факт, что в 627 году евреи оказались и среди жителей нового города — Партава, построенного Кавадом I между 508 и 513 годами и заселенном им, а затем и его сыном Хосровом Ануширваном переселенцами из Ирана, позволяет говорить о том, что среди этих переселенцев в VI веке были и евреи.
Упоминание о партавских евреях является самым достоверным свидетельством того, что к VII веку предки горских евреев уже жили на Восточном Кавказе, и косвенно указывает на то, что их появление в этом крае было напрямую связано со строительной деятельностью там Кавада I и особенно Хосрова I Ануширвана.
Неизвестный автор еврейского документа IX века, содержащего, в частности, рассказ о политической жизни евреев Вавилонии в V — VI веках, свидетельствует, что в те времена, когда в Иране развернулось движение маздакитов, еврейский князь Мар-Зутра II, управлявший еврейскими общинами Иранской державы, поднял мятеж против шахиншаха и выделил в отдельное государство четыре месопотамских округа, население которых составляли, главным образом, евреи.
Как предполагается, эта акция была вызвана тем, что маздакитское учение, в основе которого лежала идея социального равенства, было поддержано шахиншахом Кавадом I, а Мар-Зутра II, будучи противником идей Маздака, старался уберечь еврейское население Вавилонии от их влияния. Несмотря на это, сторонники мадзакитства нашлись и среди евреев, и, судя по всему, их оказалось достаточно много.
Накануне широкой пропаганды Маздакитства почти все иранское еврейство было сосредоточено в юго-западных, главным образом в месопотамских областях Иранской державы.
Упомянутый выше еврейский документ сообщает, что несколько лет самостоятельности Мар-Зутры II закончились тем, что его государство было ликвидировано персидскими властями, а сам он казнен. В документе также говорится, что накануне этого события в ряды дружинников Мар-Зутры II вступили и евреи-маздакиты, которых, по-видимому, объединила с князем опасность, одинаково угрожавшая и им, и сторонникам Мар-Зутры.
Известно, что центрами маздакитского движения являлись крупные иранские города, а почти все они находились в Месопотамии, поэтому вполне приемлемым кажется предположение, что городки, основывавшиеся Ануширваном на Восточном Кавказе, заселялись им маздакитами — как персами, так и евреями, которые прежде были обитателями городов Вавилонии. Это предположение вполне согласуется с юго-западноиранским происхождением так называемого татского языка.
В предании, записанном мной летом 1994 года в Дербенде со слов Рафаила Рафаилова (Тарзана), говорится следующее:
Мы — выходцы из Ирана. Из Ирана мы переселились в Мидийскую страну (между Ираном и Азербайджаном). Жили мы там сколько-то лет под властью государя Персии и Мидии.
Из Мидии половина евреев ушла в Самарканд и Бухару, а мы пришли в земли Евлаха, Гёкчая, Барды, Мир-Башира, Агдама.
Из Агдама наши евреи поднялись в Закаталы, из Закатал перешли в Рутул, потом из Рутула спустились в Ахты. Из Ахтов одни ушли в Кусары (они сейчас живут в Кубе), другие ушли в Дерей-Гатта, близ Маджалиса, третьи — в Аксай, а оттуда в Хасавьюрт.
Еврейские общины в Барде (в трех километрах от остатков древнего Партава) и Евлахе сохранялись до недавнего времени, но в Рутуле в обозримом прошлом евреи не жили. Однако, согласно преданиям самих рутульцев, среди них действительно когда-то жили евреи, и некоторые из рутульских тухумов имеют будто бы еврейское происхождение.
Согласно преданиям ахтынцев, тухумы их селения, живущие по правому берегу Ахтычая, раньше исповедовали Иудейство, а по левому — Христианство.
Ущелье Дерей-Гатта (кумыки и даргины называют его Джууд-Катта, „Еврейское Ущелье»), тянущееся приблизительно от селения Хамейди (Гимейди) до трисанчинской мельницы (выше Уркараха), в прошлом имело значительное еврейское население. В Дерей-Гатта, по сведениям В. Ф. Миллера, было пять еврейских селений; в действительности их было, по крайней мере, семь.
Следует обратить внимание также на следующие. Если Хосров I Ануширван поселил евреев вначале только в Ширване и Арране, то, значит, к этому времени Дагестан еще не был им завоеван (завоевание Дагестана персами произошло около 559 года, после решающей победы над савирами), следовательно, переселение происходило между 531 и 559 годами или, как это и было косвенным образом установлено из других фактов, уже в 532 году или несколькими годами позднее.
Впоследствии, с расширением владений Ирана на севере и по мере строительства новых укрепленных городков для переселенцев, евреи и персы-маздакиты были рассредоточены по всей территории вдоль западного берега Каспийского моря — от Партава до дагестанских земель.
Происхождение горских евреев от примкнувших к маздакитскому движению евреев Месопотамии объясняет многие факты из их прошлого. Здесь имеется в виду, прежде всего, слабо развитая у горских евреев склонность к традиции, основанной на Устной Торе.
Судя по всему, первые евреи, поселенные Ануширваном на Восточном Кавказе, если и не отвергали эту традицию, то и не особо ей следовали. Об этом говорит, например, сообщение того же еврейского документа IX века о том, что евреи-маздакиты пили некошерное вино. Как можно предположить, они не придерживались и очень многих других установлений Талмуда.
Нет комментариев