Их мир не похож на наш, в нем действуют свои законы, а его жителей мы не замечаем только потому, что у нас недостаточно развиты органы чувств». Алекс Форэн
На земле существует более сотни тысяч, так называемых, «нечистых» мест. В локальном смысле – это кладбища, погосты, перекрестки, бани. В глобальном – целые города-призраки. Все это – места, социально-негарантированные, то есть при отсутствии явной угрозы человек, попадающий туда, оказывается незащищен. Безопасность «гостя», в отличном от общепринятого понимания, никто не может гарантировать.
Одно из таких мест – «Город мертвых», расположенный близ селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западе горы Чиджитыхох, Северная Осетия.
Одно из названий осетинского «Города мертвых» - «Даргавский некрополь» - полностью соответствует действительности. «Город мертвых» представляет собой целый ритуальный комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. С технической точки зрения, старинные усыпальницы можно поделить на три типа конструкции.
Первый – это надземные склепы с крышей в виде ступенчатой пирамиды, собранной из сланцевой плитки прямоугольной формы. Плитку откалывали от скальной поверхности, и после нехитрой обработки она превращалась в подобие прочной влагонепроницаемой черепицы. Обычай захоронения в надземных усыпальницах связан с культом предков, которых традиционно хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами. Усопших клали на специальные деревянные ложи или в ладьеобразные деревянные колоды.
Второй тип – склепы с двухскатным перекрытием. И третий – полуподземные сооружения, похожие на прямоугольные камеры, сложенные из больших каменных плит.
В самом Даргавсе, недалеко от «Города мертвых», сохранились средневековые оборонительные «механизмы», в частности – это многоэтажные боевые и сторожевые башни. Самая известная - сторожевая фамильная башня Мамсуровых, высота которой достигает порядка двадцати метров. По сей день она остается в числе самых высоких на территории Северной Осетии. Строительство подобных башен в средние века влетало своему хозяину в «копеечку». Если верить преданию, один большой отесанный камень для угловой кладки обходился в овцу. Естественно, позволить себе строительство такой башни могли только сильные и богатые рода.
Все эти грандиозные сооружения XIV-XVIII веков – за практической «ненадобностью» - не забыты и сегодня, но уже с точки зрения изучения великой истории осетинского народа. Статус исторического памятника архитектуры, присвоенный «городу мертвых», определяет культурную значимость и подлинное величие этих мест.
История каждой народности знает не только «светлые», но и «темные» страницы. Города–призраки – это a priori те места, которые, даже формально опустев, не были покинуты своими жителями. Поэтому в народе о таком месте говорят – «нечистое», в научной же среде оно приобретает значение «социально-негарантированного».
Суеверные люди утверждают, что, вступив на территорию духов, нельзя громко разговаривать, смеяться, фотографировать. Также упаси Вас Бог прихватить с собой что-нибудь на память – камень, черепицу крыши и кусочек материи. Вместе с подобным «сувениром» Вы можете привезти с собой непрошенного «гостя» - душу хозяина вещи. Не в одном путеводителе мира Вам не напишут: «Не тревожьте покоя усопших», но стоит ли испытывать судьбу?
Место, где нашли (а нашли ли?) упокоение несколько поколений горцев, а именно - «Город мертвых» в темное время суток благоразумно (или суеверно?) обходится стороной местным населением.
Почему все с опаской поглядывают в сторону Даргавского некрополя?
«Всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью». Старинное Даргавское поверье.
Маленький экскурс в историю: на рубеже XVIII и XIX веков в горных ущельях Даргавса бушевала эпидемия чумы, унесшая жизни десятков тысяч людей. Больные целыми семьями с детьми на руках, дабы не заразить своих соседей, уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. В результате население Осетии сократилось с двухсот тысяч в конце XVIII века до шестнадцати тысяч к середине XIX века. Над Северной Осетией нависла угроза вымирания.
Дурная слава «Города мертвых» по сей день заставляет даже самых бесстрашных исследователей относиться к работам в Даргавском ущелье с осторожностью. Специальные пробы показали отсутствие явного «возбудителя» чумы, но полной уверенности в этом, что заболевание больше себя не проявит, нет.
Традиции, обычаи и поверья в Северной Осетии живут очень долго. Толки о том, что души усопших до сих пор здесь, бытуют до сих пор. Ясно только одно: магия мертвых охраняет эти места, бережет от вторжений иноземцев.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Как там холодно и страшно .......
Я там была весной этого года. Зрелище конечно не для слабонервных! Хорошо сохранившиеся скелеты, кости можно увидеть если заглянуть в проем. Меня все время там не покидало чувство тревоги.