Никку Мадхусудхан из Института астрономии Кембриджа (Великобритания), один из авторов научной работы, осторожно, но оптимистично оценил новые наблюдения как признак внеземной жизни.
«Учитывая все, что мы знаем, планета-гикеан с океаном, кишащим жизнью, — сценарий, в наибольшей степени стыкующийся с теми данными, которые мы получили», — отметил ученый. Гикеанами (от латинского названия водорода и слова «океан») называют планеты с океаном из жидкой воды, над которым есть богатая водородом атмосфера.
Детали наблюдений вызывают вопросы. На Земле диметилсульфид и диметилдисульфид встречаются в атмосфере в виде одной части на миллиард. Несколько выше бывает только у моря (эти соединения дают так называемый запах морской свежести). А на K2-18b, согласно результатам наблюдений с помощью «Джеймса Уэбба», концентрации в районе 10 000 частей на миллиард — как минимум в несколько тысяч раз сильнее, чем над земными морями.
Мадхусудхан в комментариях для СМИ добавил, что на планетах-гикеанах концентрация диметилсульфида может быть много выше земной. С точки зрения химиков, поскольку на нашей планете это соединение окисляется кислородом воздуха, оно не накапливается в больших количествах. Планета с мощной водородной атмосферой не может иметь высоких концентраций кислорода, ведь он активно реагирует с водородом, образуя воду. И все же такой уровень диметилсульфида ранее вызвал вопросы у других исследователей.
Исследователи из группы Мадхусудхана подчеркнули: нельзя исключать протекания на K2-18b каких-то неизвестных, не встречающихся в земной природе, абиогенных химических реакций. В результате этих реакций могут появляться соединения, которые на Земле образуют лишь водоросли. И все же, несмотря на осторожность ученых, в новой статье они описали наиболее надежные признаки жизни за пределами Солнечной системы изо всех, когда-либо зафиксированных.
Источник
Комментарии 2
Вояджер-1, улетевший дальше всех человеческих творений от Солнца, преодолел за полвека 25 миллиардов километров – это больше чем 23 световых часа, почти целый «световой день». А тут речь о сотне световых лет.
Но в масштабах галактики это совсем немного, ближние окрестности Земли. Ведь диаметр диска Млечного пути – сто тысяч световых лет, то есть лететь из одного конца галактики в другой - в тысячу раз дальше, чем до планеты K2-18b.
Конечно, с нашим нынешним горизонтом планирования, знаниями о мире и технологическими возможностями это расстояние непреодолимо. Но это совсем не значит, что так будет всегда.
На картинке - время, за которое космические миссии долетали до разных планет Солнечной системы."