Причём элементарным андервольтом эти величины нетрудно понизить на дополнительные десять-двадцать, а то и тридцать ватт. Например, напряжение нашего экземпляра Core i5-12600KF оказалось возможным сбавить на 0,1 В (через настройку Vcore Offset в BIOS), и после этого его максимальное потребление в Cinebench R23 опустилось до 100-105 Вт, а потребление в тяжёлых играх снизилось до 60-70 Вт. И всё это, естественно, без какого-либо ущерба для производительности.
Описание тестовой системы и методики тестирования
Статья, начинавшаяся как обзор Core i5-14400F, свелась к обсуждению того, какой процессор со стоимостью около 18-20 тыс. руб. выгоднее купить в настоящее время. При этом сам главный герой, Core i5-14400F, в этот ценовой интервал не попадает, но зато он подтолкнул нас к тестированию своего более продвинутого собрата из семейства Alder Lake в лице Core i5-12600KF. И этот процессор как раз и следует сравнивать с главными игроками означенного сегмента из лагеря AMD — Ryzen 5 7600 и Ryzen 7 5800X.
Причём противостояние «Core i5-12600KF против Ryzen» проходит сразу по двум фронтам. Поскольку Ryzen 5 7600 работает с DDR5-памятью, а Ryzen 7 5800X совместим только с DDR4 SDRAM, процессор Core i5-12600KF мы протестировали в двух вариантах — как с DDR4, так и с DDR5. С одной стороны, это позволит нам более правильно оценить его перспективы в сравнении с конкурирующим вариантом как для Socket AM4, так и для Socket AM5. А с другой — в дополнение мы получим возможность оценить, как в сегодняшних реалиях тип используемой памяти может повлиять на производительность платформы LGA1700. Согласно сравнениям, выполненным ещё в 2021 году, переход с DDR4 на DDR5 не давал особого прироста производительности, но с тех пор многое изменилось: DDR5 стала быстрее, в BIOS материнских плат были проделаны многочисленные оптимизации, а актуальные приложения и игры несколько изменили свою номенклатуру.
Иными словами, тестирование обещает быть довольно насыщенным и интересным. А чтобы достичь всех поставленных целей, нам пришлось воспользоваться следующими комплектующими:
Процессоры:
- AMD Ryzen 5 7600 (Raphael, 6 ядер, 3,8-5,1 ГГц, 32 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
- Intel Core i5-14400F (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 2,5-4,7/1,8-3,5 ГГц, 20 Мбайт L3);
- Intel Core i5-12600KF (Alder Lake, 6P+4E-ядер, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3).
Процессорный кулер: кастомная СЖО из компонентов EKWB.
Материнские платы:
- Asrock B760M Pro RS/D4 (LGA1700, Intel B760, DDR5);
- Asus ROG Maximus Z790 Apex (LGA1700, Intel Z790, DDR5);
- Asus ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
- MSI MPG X670E Carbon WiFi (Socket AM5, AMD X670E).
Память:
- 2 × 16 Гбайт DDR5-6400 SDRAM (G.Skill Ripjaws S5 F5-6400J3239G16GX2-RS5K);
- 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL).
Видеокарта: GIGABYTE GeForce RTX 4090 Gaming OC (AD102 2235/2535 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 21 Гбит/с).
Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
Блок питания: ASUS ROG-THOR-1200P (80 Plus Titanium, 1200 Вт).
Настройка подсистем памяти в платформе Socket AM5 и LGA1700 выполнялась по XMP-профилю — DDR5-6400 с таймингами 32-39-39-102. В платформе Socket AM4 память также конфигурировалась по XMP с таймингами 16-18-18-38. Процессоры тестировались с принятыми спецификациями ограничениями по потреблению. Исключение было сделано для Core i5-14400F: для него предел PL1 ослаблялся до уровня PL2, равного 148 Вт (подобным образом конфигурирует эти CPU большинство LGA1700-материнских плат). Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (22H2) Build 22621.1555 с использованием следующего комплекта драйверов:
- AMD Chipset Driver 5.08.02.027;
- Intel Chipset Driver 10.1.19600.8418;
- NVIDIA GeForce 546.01 Driver.
Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:
Синтетические бенчмарки:
- 3DMark Professional Edition 2.26.8113 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 в однопоточном и многопоточном режимах.
- Geekbench 6.2.2 — измерение однопоточной и многопоточной производительности процессора в типичных пользовательских сценариях: от чтения электронной почты до обработки изображений.
Тесты в приложениях:
- 7-zip 23.01 — тестирование скорости компрессии и декомпрессии. Используется встроенный бенчмарк с размером словаря до 64 Мбайт.
- Adobe Photoshop 2023 24.7.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop V0.93.7, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
- Adobe Photoshop Lightroom Classic 12.5 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Используется тестовый скрипт PugetBench for Lightroom Classic V0.95, моделирующий базовую работу с библиотекой и редактирование, а также импорт/экспорт, Smart Preview, создание панорам и HDR-изображений.
- Adobe Premiere Pro 2023 23.6.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro V0.98, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
- Blender 4.0 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Blender Benchmark.
- Corona 10 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Corona Benchmark.
- Microsoft Visual Studio 2022 (17.8.0) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта —Blender версии 4.0.
- Stockfish 16.0 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Используется стандартный бенчмарк с глубиной анализа 30 полуходов.
- SVT-AV1 1.7 — тестирование скорости перекодирования видео в формат AV1. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
- Topaz Video AI v4.0.3 — тестирование производительности при улучшении качества видео с использованием ИИ-алгоритмов, исполняемых на CPU. Исходное видео 640×360@30FPS масштабируется с использованием модели Artemis до разрешения 1280×720, а FPS поднимается до 60 c использованием модели Apollo.
- X264 164 r3107 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.264/AVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
- X265 r12776 — тестирование скорости перекодирования видео в формат H.265/HEVC. Используется исходное 4K@24FPS-видео с 10-бит цветностью и битрейтом 51 Мбит/с.
- V-Ray 5.00 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный V-Ray 5 Benchmark.
Игры:
- Baldur’s Gate 3. Настройки графики: Vulcan, Overall Preset = Ultra.
- Cities: Skylines II. Настройки графики: Global Graphics Quality = High, Anti-aliasing Quality = Low SMAA, Volumetrics Quality Settings = Disabled, Depth of Field Quality = Disabled, Level of Detail = Low.
- Cyberpunk 2077 2.01. Настройки графики: Quick Preset = RayTracing: Medium.
- Dying Light 2. Настройки графики: Quality = High Quality Raytracing.
- Hitman 3. Настройки графики: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
- Hogwarts Legacy. Настройки графики: Global Quality Preset = Ultra, Ray Tracing Quality = Low, Anti-Aliasing Mode = TAA High.
- Marvel’s Spider-Man Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
- Mount & Blade II: Bannerlord. Настройки графики: Overall Preset = Very High.
- Shadow of the Tomb Raider. Настройки графики: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
- Starfield. Настройки графики: Graphics Preset = Ultra, Upscaling = Off.
- The Riftbreaker. Настройки графики: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
- The Witcher 3: Wild Hunt 4.04. Настройки графики: Graphics Preset = RT Ultra.
Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
Производительность в синтетических тестах
Для предварительной оценки вычислительного потенциала процессоров мы пользуемся двумя комплексными синтетическими бенчмарками — 3DMark CPU Profile и Geekbench 6. Они позволяют прикинуть, как соотносятся возможности сравниваемых CPU в некоем обобщённом виде. И полученные результаты позволяют сделать вывод, что Core i5-12600KF казался столь привлекательным отнюдь не напрасно. Во-первых, он совершенно определённо быстрее Core i5-14400F — на 5 % при однопоточной нагрузке и на 6 % при многопоточной нагрузке. Во-вторых, он неплохо смотрится на фоне Ryzen 7 5800X и Ryzen 5 7600. И тот и другой процессор AMD в конечном счёте оказываются медленнее, с одним исключением — в однопоточном Geekbench 6 основанный на ядрах Zen 4 процессор Ryzen 5 7600 опережает Core i5-12600KF. Попутно отметим, что синтетические бенчмарки не выявляют заметного преимущества DDR5: LGA1700-конфигурации с обоими типами памяти выдают примерно одинаковый результат во всех тестовых инструментах.
Комментарии 1