Стоит отметить, что подобный исход был вполне ожидаем. Еще в феврале 2023 г. АСЦ начали отказываться ремонтировать технику Apple, притом не раскрывая причин. Позже выяснилось, что разнарядку направила непосредственно сама Apple. В марте 2023 г. она принудительно запретила вести гарантийное обслуживание Mac и iPad на территории России.
Заберите свою технику
Некоторые компании не просто закрываются, но и отказываются выполнять уже взятые на себя обязательства по ремонту техники. Так, упомянутый московский сервис MacLabs не станет чинить технику клиентов, которые сдали гаджеты в ремонт до прекращения деятельности АСЦ – все устройства будут возвращены владельцам.
Основные виновники происходящего с российскими АСЦ Apple – это власти США и стран Европы, считает основатель и гендиректор компании «Бробролаб» Дмитрий Кирьянов. Как пишут «Известия», проблемы у отечественных сервисов начались после девятого и десятого пакета антироссийских санкций. На запрет работы Apple в России напрямую влияют американские чиновники – компания ушла из страны еще в марте 2022 г.
Кирьянов отметил также, что с марта 2023 г. в Россию больше официально не поставляются запчасти для ремонта техники Apple, в особенности для планшетов iPad и ноутбуков MacBook. Это тоже стало серьезным ударом по бизнесу авторизованных сервисных центров, поскольку до 40% клиентов приносят на ремонт именно эти гаджеты, подчеркнул глава «Бробролаб».
Нет поставок – нет ремонта
Сам факт ухода Apple с российского рынка тоже сказался на деятельности ремонтных мастерских. На момент выхода материала все устройства компании, представленные в российской рознице, ввозятся в страну по параллельному импорту, то есть без разрешения самой Apple. Кроме того, компания постоянно мешает россиянам с комфортом пользоваться ее устройствами – удаляет популярные в стране приложения из App Store, что не делает тот же iPhone более популярным.
Продажи техники Apple действительно сокращаются. Для примера, в I квартале 2023 г. в Россию было ввезено всего 700 тыс. iPhone – Apple откатилась на пятое место на российском рынке смартфонов, хотя до санкций входила в тройку лидеров. Согласно статистике аналитической компании GS Group, сейчас она удерживает лишь 11%, пропустив вперед китайских производителей. В целом, российские продажи iPhone принесли Apple лишь 1% глобальной выручки за отчетный период.
Дмитрий Кирьянов сообщил изданию, что поток клиентов в АСЦ из-за ухода Apple с российского рынка сократился вдвое по итогам 2022 г. В 2023 г. тенденция сохраняется, утверждает он.
Все это бьет по финансам мастерских – средний операционный убыток «Бробролаб» по итогам 2022 г. достиг 300 тыс. руб. в месяц, и это лишь на фоне сокращения потока клиентов. Прекращение поставок запчастей в начале весны 2023 г. увеличило этот показатель до 1,1 млн руб. в месяц, рассказал изданию глава компании.
Все только начинается
Собеседники издания в ИТ-дистрибуции уверены, что волна закрытия АСЦ Apple только начинается. По их мнению, в самом ближайшем будущем мастерские по ремонту техники Apple продолжат сворачивать свою деятельность, но только те, которые «не относятся к крупным компаниям или сетевым ритейлерам».
Они также отметили, что поставки запчастей для ремонта устройств Apple в Россию все еще продолжаются, но по очень усложненной схеме – комплектующие везутся через компанию-посредника в одной из стран Прибалтики, а подобные махинации всегда ведут к увеличению срока поставок и цен. В итоге это выливается в рост длительности ремонта и увеличение его стоимости.
Также стоит учитывать, что в России осталось не так уж много устройств, на которые еще действует официальная гарантия Apple – это та техника, которая была приобретена до ухода компании из страны. Также в стране еще действует платная программа расширенной поддержки клиентов Apple Care+, но и она, по словам собеседников издания, в настоящее время не распространяется на большую часть устройств компании. Например, она затрагивает только смартфоны iPhone и часы Watch, но не действует для планшетов iPad и ПК Mac.
Выход есть
Проблему с гарантийным ремонтом продающейся в России техники Apple могут решить сами ритейлеры. Как сообщал CNews, они еще летом 2022 г. взяли на себя соответствующие обязательства и своими силами чинят ввезенную по параллельному импорту технику, приобретенную у них.
Источник издания, приближенный к неназванному крупному российскому ритейлеру, подчеркнул, что в настоящее время запчастей для ремонта техники Apple достаточно, проблем с их нехваткой нет.
Источник
Нет комментариев