Особенности мотивационной сферы личности
Запросы, связанные с прокрастинацией – одни из частых, особенно, среди молодых людей до 30-35. Работая с ними, я предпочитаю использовать методологию оценки мотиваций клиента с помощью проективных методик /мотивационной индукции Нюттена, например/, картина которой позволяет понять текущие и долгосрочные мотивы, а также страхи и сомнения, препятствующие в реализации намеченного. Исходя из этого, можно не только обнаружить интересные закономерности, но и найти возможности как для развития клиентом собственной мотивации, так и для более качественной ее реализации на пути к конечному результату.
Что касается общих моментов, то можно выделить следующие.
Одним из частых результатов на этапе исследования мотивационной сферы является большой процент мотивов, которые относятся к жизни клиента целиком, или такие, которых можно добиваться всю жизнь с переменным успехом, не особо напрягая себя временными рамками. Согласитесь, когда клиент выделяет самореализацию, развитие личности, повышение самооценки, улучшение жизненного комфорта как значимые мотивы для деятельности, то за ними чаще всего нет очевидных целей на ближайшее будущее, а скорее только осознавание того, что жизнь неинтересна и проходит зря.
Мотивов на достижение, которые можно достичь завтра /через неделю, в текущем месяце/ обычно крайне мало, что говорит о явном невнимании к осознаванию собственных желаний «здесь и сейчас». Посмотреть интересный фильм, поехать с друзьями в выходные, записаться в спортклуб, начать новое дело, - эти и им подобные желания редко составляют более 20-25% в мотивах на достижение. И это одна из важнейших причин ощущения пустоты жизни и соответствующего восприятия себя.
Также за рядом мотивов на достижение скрываются страхи, ведь когда клиент пишет, что очень хочет, чтобы не было конфликтов с друзьями, или чтобы не произошли какие-то события, то он не столько мотивирован на комфорт, сколько боится конфликтных ситуаций или негативных явлений, способных его травмировать.
Картина страхов тоже типична. Страх изменений, страх оценки другими, страх не реализоваться или жить чужой жизнью присутствуют практически у каждого клиента с запросом прокрастинации. А за этим скрывается внутренний конфликт: человек жаждет изменений, мечтает о новой жизни и… боится этих изменений, а также того, как другие воспримут его действия и их результаты. Проработка подобных страхов обычно требует времени, поскольку связана с детскими травмами и фрустирующими ситуациями в прошлом.
Картина мотивационной сферы и страхов клиента позволяет понять, на каких этапах реализации потребностей происходят сбои. Стандартная цепочка работы этого механизма с моей точки зрения такова: осознавание желания и потребности, связанной с ним - выбор объекта желания /потребности/ - поиск пути удовлетворения /постановка цели и способов ее достижения/ – деятельность по реализации /удовлетворение потребности/ - рефлексия относительно процесса и результата. У прокрастинирующих клиенов большинство желаний, будучи осознанными, по сути, остаются на этапе выбора объекта и поиска пути удовлетворения, что говорит о явном сбое в механизме реализации потребностей. И для того, чтобы это изменить, нужно формировать поведенческий навык, который бы со временем частично работал на подсознательном уровне, подобно тому, как мы чистим зубы или делаем привычную работу. А начинать придется с малого – сознательным образом /желательно несколько раз в день/ направлять внимание на себя и задавать себе простой вопрос – чего я хочу? Записывать желания, особенно неожиданные, неуместные. Последние как правило напрямую связаны с бессознательным, а значит очень важны для психики. Именно эти желания будут теми маленькими кирпичиками, которые позволят построить лестницу к таким высоким целям как реализация, развитие, самодостаточность, повышение самооценки и т.д. И это становится началом большого пути к качественному изменения собственной жизни.
Автор - Леонид Ананьевич Казарин
#личность #психология #прокрастинация


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев