От
автора: "Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери,
обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку."
- иногда формирование привязанности у ребенка приобретает болезненный
характер.
Каждый раз, когда на консультацию приходят
родители с детьми, невольно отмечаешь некоторые особенности поведения у
ребенка. Некоторые проблемные моменты невозможно не заметить, как
говорится «с порога». Еще до начала знакомства и беседы с родителями
можно увидеть предупредительные признаки расстройства привязанности у
детей.
Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей
Диагностика
расстройства привязанности у детей основывается на поведении ребенка,
но не малое значение в оценке его привязанности имеет их отношение и
восприятие. В различных культурах по-разному оценивается поведение
ребенка. Культура представляет собой важный контекст в оценке поведения
детей, как и среда, в которой растет ребенок, но все же есть
определенные особенности, которые указывают именно на расстройство
привязанности у ребенка.
Ключевые моменты расстройства привязанности у детей.
Расстройство
привязанности у детей встречается не часто, но в последнее время,
отмечается тенденция к его увеличению. Причиной является патогенный опыт
в начале жизни ребенка.
Расстройство привязанности имеет две различные формы:
- реактивное расстройство привязанности;
- расторможенное расстройство социальной активности.
Первая
форма предполагает неспособность ребенка иметь привязанность к
родителям или одному из них, а второй включает в себя неизбирательную
коммуникабельность и расторможенность в поведении привязанности.
Общим
причинным фактором для обоих вариантов расстройства привязанности,
является ранний патогенный опыт, то есть отсутствие или недостаточность
возможности у ребенка для формирования здоровой привязанности. С точки
зрения теории привязанности, в ее классическом понимании, потребность
ребенка в физической близости с привязанностью к значимому взрослому,
это видоспецифичная особенность человека и она усиливается в стрессовых
условиях.
Считается, что первые девять месяцев жизни ребенка
являются критическим периодом для развития привязанности. В некоторых
источниках пишется, что этот критический период первые три года жизни
ребенка. Отмечено, что дети, которые имеют привязанность к двум-трем
людям в начале своей жизни легко могут исследовать окружающую их среду и
отступать в безопасное место, если ситуация кажется им угрожающей.
Пробные поведенческие реакции помогают построить у ребенка чувство
эффективности и контроля в социальной среде.
К сожалению,
исследований на тему формирования привязанности у детей, а тем более
болезненной привязанности не так много. На практике с этой проблемой
приходится сталкиваться гораздо чаще. Причем, проблема болезненной
привязанности ребенка к матери встречается чаще в тех случаях, где
ребенка воспитывает одна мать, и, как правило, сама она тоже имеет
нарушение привязанности.
Случай из практики: Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве.
За
помощью обратилась мать ребенка 4 с половиной лет. Она рассказала, что
ее сын находится постоянно в каком-то непонятном для нее состоянии: он
большую часть времени грустит, слабо реагирует на болевые ощущения,
правда при этом, старается отдалиться от других членов семьи или
забиться в угол. Попытки матери утешить его он отвергает, поворачивается
спиной и не подпускает на расстояние вытянутой руки. В детском саду он
ведет себя так же, воспитатели говорят, что он не подпускает к себе
никого. К помощи взрослых он прибегает только в тех случаях, когда без
нее не обойтись, например, надеть верхнюю одежду или справиться с
замком.
Мать, говорит, что ребенок получил в раннем детстве
мало внимания взрослых, так как воспитывать ей пришлось его одной, а
отец был всегда в разъездах по роду своей деятельности и сына почти не
видел. Часто ребенок оставался на руках у чужих людей, и она мало знает о
том, как к нему относились люди, на которых она вынуждена была его
оставлять.
Когда ребенку исполнилось девять с половиной
месяцев, его отец не вернулся из очередной поездки, она до сих пор не
знает где он и что с ним. Ей пришлось много работать, чтобы содержать
семью, с ребенком она почти не виделась. Сейчас она уже не беспокоится о
своем финансовом положении, ее беспокоит ее ребенок, который совсем не
выказывает ей своей привязанности.
Ее ребенок не может
испытывать привязанность к своей матери. В свое время у него не было
возможности сформировать эту привязанность из-за отсутствия опыта, а
возможно, тот опыт, который у него был, стал для него как раз тем
патогенным опытом, который и не позволил сформировать здоровую
привязанность к его матери. Ему не хватило физической близости,
возможности исследовать мир так, чтобы он был для него безопасным.
Случай второй: расторможенное социальное расстройство у ребенка.
На
прием пришла мама с ребенком шести с половиной лет, для оценки его
школьной зрелости. Обратиться к психологу им порекомендовал воспитатель
детского сада, который не раз выражал свою озабоченность его поведением.
Ребенок не умел выстраивать отношения ни со своими сверстниками, ни с
взрослыми. Не выполнял установленные правила, имел задержку в развитии.
Мама
сообщила, что ее ребенок единственный в семье. Сама она воспитывалась в
приемной семье, ее родители взяли ее из детского дома в возрасте двух с
половиной лет, но и в приемной семье ей уделялось внимания немного, она
росла на три семьи, так как родители работали, и оставляли ее на
неделю, то в семье одной бабушки, то в другой. Ее мать обижается на нее
за то, что она занимает не центральное место в ее жизни.
Во
время беседы ребенок неоднократно пытался обнять свою мать, прижаться к
ней, но она его все время отстраняла от себя, мало эмоционально
реагировала на его проявления привязанности. Ребенок точно так же как к
матери стал прижиматься ко мне, постоянно о чем-то говорить, требовать
внимания к себе, даже во время беседы, когда потребовалось выйти из
помещения за диагностическим материалом в другую комнату, он захотел
последовать за мной. В это время мать ничуть не была озабочена
поведением ребенка, даже в то время когда он катался под столом, пытался
залезть на кресло, чтобы достать с полочки приглянувшийся ему предмет,
не предназначенный для игры. Он перескакивал с места на место, меняя
свои предпочтения, причем совершенно не требовал помощи взрослых и
абсолютно не реагировал ни на какие замечания. Он делал, что хотел и как
хотел.
Мама как будто не замечала того, что ребенок ведет себя
не совсем уместно в данной ситуации, по ее словам ему легче разрешить и
не мешать, чем потребовать исполнения каких-либо условий, если она ему
перечит, то он становится грубым и дерзким. Формальная проверка развития
его психических процессов и психологической готовности к школьному
обучению показала слабые, но существенные задержки в его развитии.
Ребенку будет сложно адаптироваться в новой его школьной среде, его не
избирательность в привязанности будет препятствием для развития здоровых
отношений с другими людьми. Его расторможенное социальное расстройство
будет проблемой во многих социально значимых для человека ситуациях в
его будущем.
Оба этих случая объединяет нарушение привязанности у ребенка.
Реактивное
расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве и
расторможенность расстройства социальной активности. В обоих случаях
дети получили травму развития связанную со стрессом и с социальной
запущенностью, которые оказались столь значительными, что нарушили
возможность сформировать привязанность к предпочтительному взрослому у
детей. Не смотря на то, что конкретные элементы патогенного влияния, на
развитие расстройства привязанности недостаточно хорошо изучены, даже в
этих описанных случаях из практики, можно выделить значительные факторы,
которые, несомненно, имели влияние на формирование болезненной
привязанности в обоих ее проявлениях.
Обратите внимание на основные критерии, по которым можно определить реактивное расстройство уже в младенчестве.
Если
у вашего ребенка в возрасте 9 месяцев отмечаются неадекватные формы
поведения (именно в это время ребенок способен формировать выборочные
привязанности), а так же в возрасте 5 лет, если ребенок имеет слабо
выраженную избирательность в привязанности или ее вовсе нет.
Стойкие
социальные и эмоциональные расстройства, по крайней мере, в двух из
следующих ситуаций: отсутствие чувствительности к другим, ограниченная
способности испытывать и/или показывать положительные эмоции, такие как
удовольствие или удивление, необъяснимая раздражительность, печаль или
боязливость при взаимодействии ничем не угрожающими им взрослыми.
Отсутствие критериев для расстройства аутического спектра.
История патогенного ухода за ребенком.
Посмотрите на следующее критерии, по которым определяется, есть ли расторможенное расстройство социальной активности у ребенка:
Как
ребенок взаимодействует с незнакомыми взрослыми в двух следующих
ситуациях: снижение скрытности, не избирательность привязанности,
уменьшение значимости взрослого, готовность уйти с незнакомым взрослым.
Поведение не характерно для импульсивности, как и в случае с СДВГ.
История патогенного ухода за ребенком в возрасте девяти месяцев.
Если
Вы заметили у своего ребенка отклонения в развитии привязанности,
обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Детям с расстройством
привязанности также могут потребоваться дополнительный метод коррекции
агрессии и оппозиционного поведения.
Проявляйте особую
осторожность при выборе метода коррекции. Некоторые методы с целью
увеличения привязанности, такие как физическое ограничение, или
«переделка» травмы, регрессивные методы могут причинить вред вашему
ребенку.
Журавлева Галина Вячеславовна
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев