Нужно ли пытаться воцерковлять детей, если они уже вышли из младенческого возраста и привыкли жить без Церкви?
— Дошкольников, учеников начальных классов воцерковить несложно, это возраст, когда детям с мамой интересно, когда они рады проводить с ней больше времени, и обычно, если введение ребенка в церковную жизнь происходит плавно, без перегибов, то оно проходит спокойно. Если же ребенок старше десяти лет, то с ним уже сложнее. Здесь важна деликатность, как и со взрослыми людьми: ни на чем не настаивать, не принуждать, только объяснять, знакомить с Православием, причем пытаться рассказывать так, чтобы было интересно. Можно дать почитать хорошую книгу, предложить вместе посмотреть фильм соответствующей тематики, познакомить с хорошим христианским сайтом. Можно и на службу пригласить, на какое-то приходское мероприятие. Но не заставлять идти и сразу оговориться, что если ребенок захочет, то сможет уйти. В храме можно вместе поставить свечи, рассказать о каком-то значимом для вас святом, вспомнить какой-нибудь случай, когда вам довелось лично обратиться к этому святому и вы почувствовали отклик на свою молитву. Все это для того, чтобы ребенок понял, что любой святой — реальный человек, который в свое время что-то очень важное выбрал и ради этого или отдал свою жизнь, или прожил ее так, что теперь он является для нас примером.
В целом средняя и старшая школа — это уже такое время в жизни ребенка, когда взрослые свой родительский авторитет могут лишь минимально использовать. Хотя, конечно, дети все разные: есть такие, что и в 17–18 лет абсолютно родителям доверяют, а есть критически настроенные уже в 12–13 лет. Поэтому к каждому ребенку нужно искать свой подход. Но главное — никаких насильственных действий. К сожалению, я видел примеры, когда матери пытались авторитарными методами воцерковлять детей в возрасте 10–12 лет: приводили в храм, заставляли выстаивать службу, заставляли молиться дома… Это очень непросто им давалось и, самое главное, детям пользы не принесло.
— А если муж сопротивляется тому, чтобы жена водила ребенка в храм? Допустим, мама с сыном на службу собираются, а папа говорит: «Сынок, ты можешь и не ходить, если не хочешь». Ребенок оказывается в ситуации очень непростого для него выбора. Как быть?
— Здесь самое главное — занять правильную позицию: ни в коем случае нельзя ронять авторитет отца. Даже если папа неверующий или жестко относится к посещению храма, мама должна выйти из этой ситуации мудро. Не говорить сыну: «Папа — дурак, ничего не понимает, ты его не слушай», а объяснить: «Понимаешь, сынок, у разных людей бывают разные взгляды на какие-то вещи. Для меня жизнь без Бога, без Церкви смысла не имеет. А есть люди, которые думают иначе. Папа, например, считает, что для того, чтобы верить в Бога, в храм ходить не обязательно. Он имеет право на свое мнение. К этому надо с пониманием отнестись».
— А ребенок говорит: «Я хочу остаться с папой. Не хочу с тобой в храм»…
— Опять же нужно проявить мудрость и спокойно сказать: «Папа — взрослый. У него есть опыт, свои взгляды на жизнь. А ты же пока не все еще знаешь. Давай мы походим на службы. Если тебе действительно что-то не понравится, ты мне это скажешь, и тогда мы обсудим, как нам быть дальше». Но вообще такая ситуация, мне кажется, может возникнуть только с ребенком среднего и старшего школьного возраста. До десяти лет мама для ребенка авторитет, и очень редко сын или дочка могут сказать что-то подобное. Чаще всего для ребенка проблема именно в том, что отец не участвует в этой стороне жизни, не ходит с ними в храм. Но если правильно ситуацию объяснить, ребенок из-за этого перестанет волноваться. А вот если мама начнет конфронтацию на религиозной почве подпитывать критикой отца, из этого ничего хорошего не получится. Если, не приведи Господь, отец узнает об этом, он вообще все походы в церковь запретит. Для ребенка хуже нет, когда родители скандалят, ругаются. Поэтому самое главное в действиях женщины — вписать неприятие отцом религии в понимание ребенка. И при этом нужно так организовать жизнь семьи, чтобы оставалось время на общение, на совместные походы куда-то. Может, это и не совершенный образ церковной семьи, но это семья, в которой церковная жизнь может протекать.
Протоиерей Владимир Пархоменко.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев