В преддверии 30-летия постоянного нейтралитета Туркменистана, которое будет отмечаться 12 декабря 2025 года, Международное партнёрство по правам человека (МППЧ), Туркменскаяинициатива по правам человека (ТИПЧ), Turkmen.News и Норвежский хельсинкский комитет (НХК) призывают власти отметить эту значимую дату помилованием и освобождением лиц, лишённых свободы по необоснованным мотивам за мирное осуществление своих основных прав и свобод. Организации также призывают международных партнёров Туркменистана поддержать эту инициативу, потребовать освобождения несправедливо заключённых и настаивать на прекращении преследования мирных гражданских активистов.
День нейтралитета — один из важнейших государственных праздников Туркменистана. В этом году ожидаются особенно масштабные торжества, приуроченные к 30-летию утверждения Генеральной Ассамблеей ООН статуса постоянного нейтралитета Туркменистана в 1995 году. Празднования также совпадут с завершением Международного года мира и доверия, объявленного ГенеральнойАссамблеей ООН на 2025 год по инициативе Туркменистана. В связи с этим на 12 декабря в Ашхабаде запланировано проведение международного форума высокого уровня.
В соответствии с устоявшейся практикой в Туркменистане президентские помиловании традиционно объявляются по случаю государственных праздников, включая День нейтралитета. При отсутствии иных действенных механизмов освобождения, такие помилования остаются фактически единственным путём досрочного освобождения длязаключённых.
МППЧ, ТИПЧ, Turkmen.News и НХК призывают власти Туркменистана включить в список помилованных активистов, заключённых в тюрьму за законную гражданскую деятельность иосуществление права на свободу выражения мнения. Тем самым власти могли быпродемонстрировать искреннюю приверженность принципам гуманизма и выполнению своихмеждународных обязательств в области прав человека — ключевого элемента устойчивого развития и укрепления мира.
Правозащитные организации, в частности, призывают освободить следующих активистов,отбывающих длительные сроки лишения свободы по итогам несправедливых судебных процессов:
Мансур Мингелов, правозащитник, находится в заключении с 2012 года и отбывает 22- летний срок по ряду обвинений, предъявленных ему после того, как он обнародовал факты жестокого обращения в отношении этнических белуджей. Он страдает серьёзнымизаболеваниями, предположительно связанные с избиениями после задержания. Несмотря на то, что власти подтвердили диагноз «туберкулезный артрит», по имеющимся данным, Мингелову не были выданы официальные медицинские документы, необходимые для освобождения по состоянию здоровья. В совместном сообщении от сентября 2024 года несколько экспертов ООН по правам человека выразили сожаление по поводу этой информации, а также из-за предполагаемого отсутствия у Мингелова доступа к надлежащей медицинской помощи в заключении. Договорные органы ООН, осуществляющие контроль за соблюдением международных договоров по правамчеловека, неоднократно призывали к освобождению Мингелова, включая Комитет против пыток в апреле 2025 года. Власти ещё в 2023 году пообещали рассмотреть вопрос о помиловании, однако на практике этого пока не произошло.
Мурат Душемов, гражданский активист, должен был выйти на свободу в июне 2025 года после отбытия четырёхлетнего срока, назначенного в 2021 году за публичную критику властей и несогласие с официальной политикой в отношении COVID-19. В частности, Комитет ООН по правам человека признал его заключение необоснованным. Однако вместо освобождения ему были предъявлены новые обвинения в связи с предполагаемой дракой с сокамерником — инцидентом, который, как считается, был инсценирован в ответ на его попытки отстаивать свои права в заключении. Егородственники узнали о его местонахождении лишь спустя несколько дней после истечения первоначального срока, им было отказано в свиданиях, а также сообщалось о фактах запугивания. Правозащитные организации и Специальный докладчик ООН по вопросу о правозащитниках подвергли критике новые обвинения и призвали к его освобождению. Тем не менее в сентябре 2025 года, по итогам закрытого судебного разбирательства с участием назначенного государством адвоката, Душемов был приговорён к дополнительным восьми годам лишения свободы.
Организации, выступившие с настоящим обращением, также призывают власти обеспечитьбезопасность и благополучие активистов, принудительно возвращённых в Туркменистан, иосвободить их в случае нахождения в заключении. В частности, они обращают внимание наследующих лиц, известных своей критикой властей в социальных сетях:
Алишер Сахатов и Абдулла Орусов, блогеры, были задержаны в Турции в апреле 2025 года по обвинениям в «угрозе общественной безопасности» и помещены в депортационный центр. Их депортация была временно приостановлена после подачи апелляций, однако в конце июля 2025 года оба исчезли после того, как, по официальным сведениям, их освободили из-под стражи. Подтверждённой информации об их текущем местонахождении отсутствует, однако данные, полученные от родственников и правозащитников, указывают на то, что они были принудительно возвращены в Туркменистан при обстоятельствах, предполагающих причастность туркменских властей.Это вызывает серьёзную обеспокоенность тем, что они могут находиться под стражей в Туркменистане в отместку за свою гражданскую деятельность.
Фархат Мейманкулиев, блогер, был депортирован из Турции в Туркменистан в мае 2023 года. По данным правозащитников, по возвращении он был задержан, осуждён и приговорён к длительному сроку заключения. Ранее он уже подвергался преследованиям, включая произвольное задержание на территории консульства Туркменистана в Стамбуле, жестокое обращение и давление с целью принудить его к извинениям за публикацию видеоматериалов с критикой режима. В апреле 2025 года Комитет ООН против пыток выразил озабоченность по поводу его дела.
Маликберды Алламырадов, активист, по имеющимся данным, был принудительно возвращён из России в Туркменистан в декабре 2023 года после исчезновения при подозрительных обстоятельствах. До этого он сообщал об угрозах своей безопасности и был вынужден сменить место жительства. По информации, полученной правозащитниками, после возвращения он был задержан, и затем обвинён в нападении на сокамерника по, по-видимому, ложным основаниям. Эта информация вызывает серьёзную обеспокоенность по поводу того, что он всё ещё может находиться в заключении. В апреле 2025 года Комитет ООН против пыток также обратил внимание на его дело.
Саддам Гуламов, другой активист, ранее проживавший в России — только недавно стало известно, что он был принудительно возвращён в Туркменистан в начале 2024 года и впоследствии приговорён к длительному тюремному сроку. Обвинения против него неизвестны, однако по имеющимся данным он содержится в тюремной колонии в Лебапской области. Сообщается, что он длительное время находился в штрафном изоляторе — в нарушение национальных и международных стандартов обращения с заключёнными, вследствие чего он как минимум дважды предпринимал попытки самоубийства.
В преддверии Дня нейтралитета бывший президент Гурбангулы Бердымухамедов, ныневозглавляющий Халк Маслахаты — высший представительный орган учреждённый в 2023 году, — подчеркнул, что соблюдение международных гуманитарных норм и принципов прав человека является неотъемлемой частью политики нейтралитета Туркменистана. МППЧ, ТИПЧ, Turkmen.News и НХК призывают власти подкрепить это заявление конкретными действиями, освободив лиц, заключённых за осуществление своих основных прав, в соответствии с рекомендациями правозащитных механизмов ООН. Организации также призывают международных партнёров Туркменистана использовать все доступные механизмы для содействия освобождению активистов, преследуемых за осуществление свободы выражения мнения и других гражданских свобод.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев