________________
Сердобский уезд.
Тамбовское восстание
Тамбовское восстание (т. н. «Анто́новщина») — массовое восстание крестьян, выступивших против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену продразверстки. Началось в 1920 году в Тамбовской губернии и получило отклик в пограничных уездах Воронежской и Саратовской губерний. Подавлено в 1921 году регулярными силами Красной Армии во главе с М. Н. Тухачевским. Руководители восстания расстреляны. В советской исторической литературе движение именовалось «Антоновщина» — по фамилии одного из руководителей восстания Александра Степановича Антонова.
С октября 1920 по лето 1921 года на сёла нынешнего Ртищевского района отрядами, под командованием А. С. Антонова и других руководителей Тамбовского восстания было совершено около двадцати набегов. В сёлах Макарово, Репьёвка, Красная Звезда, Шило-Голицыно, Урусово, Салтыковка, Елань было замучено и убито более 100 коммунистов. Дважды совершались налёты на станцию Ртищево РУЖД.
Летом 1920 года в Балашовский уком РКП(б) начали поступать секретные бюллетени о начавшемся мятеже в соседнем Кисановском уезде Тамбовской губернии. Саратовский губком партии предложил подготовиться к отражению возможных набегов из Тамбовщины. Балашовский уездный комитет решил мобилизовать на время 100 коммунистов. Командиром отряда назначили Ивана Ивановича Вишнякова. Формирование отряда было закончено в середине сентября, и он был передвинут на место дислокации в Турки. В уезде был также расквартирован батальон ВОХР: одна рота — в Самойловке, вторая — в Романовке, третья с комендантским взводом — в Балашове.
Октябрь
В начале октября 1920 года органам советской разведки стало известно, что антоновцы готовят нападение на северную часть Балашовского уезда. Численность отряда называлась не менее 200 и не более 500 кавалеристов. Возможный их маршрут указывался следующий: Паревка (Тамбовская область), Тамала; затем на Беково и далее в Сердобский уезд.
С Саратовским губревсоветом был согласован следующий план: для охраны железной дороги на участке Ртищево — Тамала на станцию Вертуновская выдвигался бронепоезд; отряды частей особого назначения (ЧОН) Северного района и отряды 3-й Петроградской сельскохозяйственной коммуны должны были образовать заслон Тамалы у сёл Аннино, Крутец и Сергиевское, отряд И. И. Вишнякова вёл разведку и готовился к выступлению в район Боцманово — Красное Колено.
В течение трёх дней из коммунистов Северного района был набран отряд пехоты численностью около 30 человек, которым должен был командовать старший милиционер из села Пугачёво, была проверена готовность отряда коммуны в Зубриловке, состоявшего из 30 всадников и 20 пехотинцев. Эти отряды были отправлены на место дислокации.
Узнав, однако, что в коммуне в Зубриловке есть вооружённый отряд, а на станции Вертуновской стоит бронепоезд, антоновцы изменили маршрут. Отряд численностью около 350 всадников, во главе с Антоновым и частью членов эсеровского Тамбовского губернского Комитета организации «Союз трудового крестьянства», прошла из Тамбовской губернии на Новосёлки — Северку — Пугачёво — Перевесенки.
5 октября, примерно в 10 часов утра, антоновцы захватили волостное село Пугачёво. Во время налёта было убито 7 человек, среди них, начальник почтово-телеграфной конторы Тимофей Варламов, зубной врач А. М. Кан и бывший председатель Пугачёвского волисполкома Иван Васильевич Корнев. Узнав, что в Отрадино нет вооружённых людей, Антонов с эскадроном ворвался в коммуну. Завершив разграбление Отрадино и казнив коммунаров, антоновцы ушли на Пугачёво. Пробыв в Пугачёво не более 4—4,5 часов, отряд ушёл в направлении села Гривки, а затем в Перевесенки, где имел отдых.
На следующее утро, 6 октября, отряд ушёл из Перевесенок, направляясь, по всей видимости, к переправе через Хопёр на село Красная Звезда. Однако переправы заняли передовые отряды Вишнякова. Антоновцы, встреченные на переправах огнём, бой не приняли. Тем временем на мобилизованных подводах подошла главная часть отряда Вишнякова. Он успел догнать остановившихся антоновцев и вступил с ними в бой. Было захвачено знамя с эсеровским лозунгом: «В борьбе обретёшь ты право своё. Да здравствует союз трудового крестьянства как верный путь к освобождению от ига большевизма». В этом рейде антоновцы зарубили более 30 человек, из них 23 коммуниста. Повстанцы потеряли в Пугачёво, на переправах и в волости 9—10 человек убитыми. 8 октября отряд ушёл в Тамбовскую губернию.
Через несколько дней Президиум Балашовского уездного комитета совместно с президиумом исполкома обсудили вопросы, связанные с налётом антоновцев. На этом заседании Г. В. Веденяпин предлагал организовать мобильный и хорошо вооружённый отряд в 300 сабель для борьбы с повстанцами, однако его предложение не прошло. Было решено для усиления надёжности войск провести партийно-комсомольскую мобилизацию в городе на все вакантные места в ротах расположенного в уезде батальона ВОХР. При этом отряд Вишнякова распустили. Пугачёвским комитетом РКП(б) была создана тройка ВЧК под председательством одного из руководителей 3-й Петроградской сельхозкоммуны Архипа Андреевича Булкина. Членами в неё вошли Тамбовцев и Рябинин.
Ноябрь — декабрь
3 ноября 1920 года отряд антоновцев общим числом 200—250 сабель произвёл краткий налёт на Пугачёво через Северку. Однако за несколько часов до налёта Пугачёвские организации сумела предупредить разведчица Ольга Александрова. Пугачёвские организации эвакуировались в коммуну в Зубриловку, некоторые на станцию Вертуновскую. Пробыв в Пугачёво непродолжительное время и убедившись, что о набеге знали, антоновцы тем же путём ушли назад. Во время второго налёта на село от рук антоновцев погибло два человека
25—26 декабря 1920 года через Новосёлки — Северку до Пугачёво вновь прошёл отряд численностью около 200 сабель. Балашовская парторганизация по агентурной линии о нападении на уезд была извещена, но не только не смогла оказать помощь западным сёлам, но даже не успела их предупредить. В Новосёлках, Дмитриевке (Грязнухе) и Северке Советская власть перестала существовать. Много жертв было в Пугачёво, которое антоновские отряды окружили плотным кольцом. Повстанцы убили почти всех сотрудников волостного отделения милиции, в том числе начальника отделения Г. С. Щипакова и милиционеров И. П. Васильева и Н. Г. Сорокина. Кроме того были казнены председатель Пугачёвского волисполкома В. Н. Попов, заведующий земельным отделом Р. Н. Яковлев, несколько комсомольцев, среди них — секретарь волкома комсомола И. В. Фролов, а также активисты комбеда и продотрядовцы. У крестьян было уведено более сотни лошадей. К Антонову ушли около двадцати жителей из Новосёлок, Дмитриевки и Северки.
Как первый, так и последующие рейды антоновцев были основаны на широкой разведывательно-шпионской деятельности опытных агентов Антонова, засланных заранее, ещё в начале 1920 года. Сеть агентов была внедрена, преимущественно, в советские и партийные организации, а также в милицию и продотряды. Главными задачами агентов были сбор информации о расположении частей, составление списков коммунистов и советского актива, проведение среди местного населения агитационной работы и разнообразные диверсии. Большинство агентов выявили лишь к середине лета 1921 года.
В «Докладе об Антоновщине», сделанном на 9-й конференции Балашовского укома РКП(б), которая состоялась 12—14 февраля 1921 года, говорилось, что для прекращения оперативных действий противника по вербовке сторонников, в Балашовском уезде было взято 120 заложников: 100 из сёл и 20 из города. Руководство уезда надеялось, что подобная мера даст гарантии, что в случае налёта крестьяне не примут в нём активного участия на стороне антоновцев. Однако долго держать заложников они имели возможности, так как «остались без спецов» (старых специалистов).
1921 год
Январь
7 января 1921 года через Красное Колено в Балашовский уезд вторгся крупный отряд антоновцев — около 1200 сабель и 300 пехотинцев на подводах. Почти беспрепятственно этот отряд прошёл через Хмеленки, Рязанку, Боцманово, около Андреевки пересёк Хопёр. Нападению подверглись сёла Скачиха, где антоновцами были зарублены секретарь партийной ячейки Герасим Николаевич Архипов и комсомолец Семён Иванович Покровский (похоронен на местном кладбище), и Красная Звезда, где ими были казнены 8 человек — 6 коммунистов и 2 беспартийных советских работников.
Далее повстанцы прошли через Мещеряковку и Снегирёвку в Сердобский уезд. Однако от железной дороги они были отбиты двумя бронепоездами и частями, срочно вызванными из Саратова. Отряд возвратился в Тамбовскую губернию пройденным путём. Проходя через село Голицыно, антоновцы захватили инструктора-организатора Балашовского укома комсомола Михаила Бармёнкова и членов краснозвездинской комсомольской ячейки Алексея Бармёнкова и Ивана Сивохина. Их доставили в Красную Звезду, в штаб антоновцев, который располагался в доме некого Колесникова. Михаил Бармёнков был казнён, Ивана Сивохина и Алексея Бармёнкова высекли плетьми, от казни их спасло отсутствие комсомольских билетов.
Во время январского налёта на пути следования повстанческого отряда были разгромлены все партийные и советские организации, Советская власть здесь фактически ушла в подполье. В некоторых сёлах стали действовать местные небольшие банды, которые организовывали политические убийства. Так, например, в селе Потьма возникла малочисленная банда. В числе прочих в неё входили К. Дурасов, Н. Митрофанов, Г. Квасников и Я. Салатопушкин. От рук потьминских бандитов погибли два коммуниста. Позднее банда была ликвидирована комсомольским отрядом и небольшим отрядом красноармейцев под руководством Гусева. В Панырке был застрелен из обреза член волисполкома. В селе Красная Звезда также организовалась местная банда из кулаков и других противников Советской власти. В ликвидации банды принимали участие все комсомольцы краснозвездинской ячейки.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев