Памяти советской стюардессы Надежды Курченко, в 19 лет погибшей в небе от пули террористов, посвящается...
Как правило, принято представлять профессию стюардессы исключительно в гламурных тонах. Но это не всегда соответствует действительности. Во время авиакатастроф или нападения террористов хрупким девушкам приходится брать на себя первый удар. Одним из первых в этом ряду стоит имя 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами.
67 лет назад - 29 декабря 1950 года - в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края родилась Наде́жда Влади́мировна Ку́рченко. Надежда окончила школу-интернат (где после смерти ей установлен памятник) в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. С декабря 1968 года она работала бортпроводником Сухумского авиаотряда.
А в 1970 году имя юной стюардессы Надежды Курченко прогремело на весь Союз. Ей ставили памятники, её именем назван один из горных пиков, улицы в ряде населённых пунктов СССР, в её честь писали стихи... На фото: музей Надежды Курченко в школе юных лётчиков города Ижевска
Девушка погибла в воздушном террористическом акте. Это был рейс Батуми - Краснодар с дозаправкой в Сухуми. Набрав после Сухуми высоту, борт был атакован двумя пассажирами с оружием в руках - сыном и отцом Бразинскасами родом из Вильнюса. Они потребовали от Надежды передать экипажу, чтобы самолёт взял курс на Турцию. В то время кабины пилотов не блокировались. Девушка закрыла собой дверь, пытаясь предупредить экипаж, она кричала: «Вооружённое нападение!» Её убили выстрелом в упор...
Через три месяца у 19-летней Надежды должна была быть свадьба. Мама стюардессы вспоминала: «Однажды Надя посмотрела фильм о Зое Космодемьянской и пришла домой со словами: «Я такой, как Зоя, никогда не буду». - «О чём это ты?» - «Зоя - герой!» В действительности Надежда стала героем - посмертно её наградили орденом Красного Знамени. Тогда террористы ранили членов экипажа и добились посадки самолёта в Турции. Никто из пассажиров не пострадал, в Турцию за ними прилетел другой советский борт. Отец и сын сдались местным властям....
Надежда Курченко была похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет её могила по настоянию матери была перенесена на городское кладбище города Глазова.
**** В честь Надежды Курченко названы улицы в ряде населённых пунктов на территории бывшего СССР.
**** Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду.
**** В селе Новополтава в Алтайском крае рядом со школой, которой присвоили имя Надежды Курченко, установлен памятник в её честь. В школе создан музей Надежды Курченко.
**** С 1982 года в Глазове ежегодно, в октябре, проводится пробег памяти Надежды Курченко. Мемориальный пробег включён во Всероссийский календарь соревнований по лёгкой атлетике. В пробеге на дистанциях 3 и 10 километров принимают участие спортсмены всех возрастов из Ижевска, городов и сельских районов Удмуртии и представители из других городов России.
**** В школе юных лётчиков Ижевска был создан музей Надежды Курченко.
**** В городе Ижевске (столица Удмуртии), Удмуртская республика, тоже есть улица Надежды Курченко
**** В горах, на границе Абхазии и Краснодарского края установлен обелиск Надежде Курченко.
**** Художественный фильм «Абитуриентка» (Киностудия имени А. Довженко, режиссёр Алексей Мишурин).
**** В столице Абхазии Сухуме в её честь назван старинный парк между Дагестанской и Черкесской улицами. В нём установлен памятник Надежде
Спустя год после трагедии, потрясшей нашу страну, в 1971 году появилась песня «Надежда» Александры Пахмутовой. Все пилоты и стюардессы СССР негласно решили, что это гимн их погибшей коллеге: незнакомая звезда светит, словно памятник Надежде. В честь стюардессы назвали одну из малых планет. Так что она действительно светит в ночном небе...
47 лет назад - 15 октября 1970 года - в свой последний рейс отправилась бортпроводница Надежда Курченко. В схватке с террористами она погибла, защищая экипаж и пассажиров самолета.
15 октября 1970 года террористы впервые в мире захватили пассажирский самолет. Произошло это в Советском Союзе в небе над Черноморским побережьем Кавказа. Закрыть собой пилотов от разъяренного вооруженного бандита пыталась хрупкая юная стюардесса — уроженка Алтайского края Надежда Курченко. Предлагаю вам вспомнить краткую хронику этих трагических событий.
Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс — на Сухуми. На борту самолета находились 46 пассажиров и пять членов экипажа. Время в полете по графику — 25-30 минут. Но жизнь поломала и график, и расписание.
На девятой минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции. В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.
Вид из детства
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Надя Курченко
...Ещё
На девятой минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции. В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.
Вид из детства
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. в Алтайском крае.
Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава (Ключевский район), отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, Генриетты Семеновны, в село Понино Глазовского района (Удмуртия).
После окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы.
В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.
У Надежды было много планов: поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет...
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них был мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы (см фото).
Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Выродок с оружием направился к кабине пилотов, но на его пути встала хрупкая бортпроводница.
Дальше в самолете началась бойня. Первая пуля попала Наде в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок.
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них был мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы (см фото).
Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Выродок с оружием направился к кабине пилотов, но на его пути встала хрупкая бортпроводница.
Дальше в самолете началась бойня. Первая пуля попала Наде в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок.
Надя отбивалась ногами, руками, даже головой. Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину.
Бойня продолжилась уже у пилотов. Ранены были штурман Валерий Фадеев, бортмеханик Оганес Бабаян, пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник. Раненые пилоты посадили лайнер в ближайшем турецком Трабзоне. Уже потом следователи насчитали 42 выпущенные пули.
Турецкие власти были снисходительны к угонщикам – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, они перебрались в США, но это уже совсем другая история.
Надежда Курченко была похоронена в Сухуми в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога. Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма.
Похоже, точку в небесной трагедии решило поставить само небо. В начале 2002 года в сводках информагентств промелькнуло сообщение о том, что в калифорнийской Санта-Монике 46-летний Альберт Виктор Уайт бейсбольной битой убил своего отца. Альбертом оказался прежний Альгирдас, убитым — экс-Пранас. Ныне Бразинскас-старший в могиле, младший — в тюрьме....
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 7
**** Последний рейс Надежды Курченко.
Как стюардесса Курченко пыталась спасти пилотов
47 лет назад - 15 октября 1970 года - в свой последний рейс отправилась бортпроводница Надежда Курченко. В схватке с террористами она погибла, защищая экипаж и пассажиров самолета.
15 октября 1970 года террористы впервые в мире захватили пассажирский самолет. Произошло это в Советском Союзе в небе над Черноморским побережьем Кавказа. Закрыть собой пилотов от разъяренного вооруженного бандита пыталась хрупкая юная стюардесса — уроженка Алтайского края Надежда Курченко. Предлагаю вам вспомнить краткую хронику этих трагических событий.
Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс — на Сухуми. На борту самолета находились 46 пассажиров и пять членов экипажа. Время в полете по графику — 25-30 минут. Но жизнь поломала и график, и расписание.
На девятой минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции. В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.
Вид из детства
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Надя Курченко
...ЕщёНа девятой минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции. В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.
Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.
Вид из детства
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. в Алтайском крае.
Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава (Ключевский район), отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, Генриетты Семеновны, в село Понино Глазовского района (Удмуртия).
После окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где начала работать сначала в бухгалтерии аэропорта, а когда ей исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы.
В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета и необходимость его посадки с одним двигателем. За безупречное выполнение своих обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.
У Надежды было много планов: поступление в юридический институт, замужество со школьным другом Владимиром Борисенко. В мае 1970 года Надежда приехала в отпуск к родным. Договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет...
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них был мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы (см фото).
Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Выродок с оружием направился к кабине пилотов, но на его пути встала хрупкая бортпроводница.
Дальше в самолете началась бойня. Первая пуля попала Наде в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок.
Надя отбивалась ногами, руками, даже головой. Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собств
...ЕщёРейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным, от Батуми до Сухуми всего лишь полчаса лета. На борт АН-24 поднялось 46 человек. Среди них был мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы (см фото).
Через десять минут после взлета сидевший рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения. Выродок с оружием направился к кабине пилотов, но на его пути встала хрупкая бортпроводница.
Дальше в самолете началась бойня. Первая пуля попала Наде в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок.
Надя отбивалась ногами, руками, даже головой. Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину.
Бойня продолжилась уже у пилотов. Ранены были штурман Валерий Фадеев, бортмеханик Оганес Бабаян, пилоту Георгию Чахракия пуля раздробила позвоночник. Раненые пилоты посадили лайнер в ближайшем турецком Трабзоне. Уже потом следователи насчитали 42 выпущенные пули.
Турецкие власти были снисходительны к угонщикам – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, они перебрались в США, но это уже совсем другая история.
**** Послесловие
Надежда Курченко была похоронена в Сухуми в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога. Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма.
Похоже, точку в небесной трагедии решило поставить само небо. В начале 2002 года в сводках информагентств промелькнуло сообщение о том, что в калифорнийской Санта-Монике 46-летний Альберт Виктор Уайт бейсбольной битой убил своего отца. Альбертом оказался прежний Альгирдас, убитым — экс-Пранас. Ныне Бразинскас-старший в могиле, младший — в тюрьме....