ЯРКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МАСТЕР-КЛАСС
Бессюжетная плоскостная роспись, в основе которой лежит цветочно-растительный орнамент отличается декоративностью, простотой исполнения и цветностью. Она представлена, преимущественно, на прялках и трепалах, что позволяет отнести ее к прялочному виду росписей. В наше дни гаютинской росписью также украшают посуду.
На территории бытования гаютинской росписи был распространён поволжский тип прялок. Легкие и изящные прялки, с маленькой трапецевидной лопасткой, плоской высокой ножкой и устойчивым прямым донцем. Лопастка на прялках заканчивается 8-ю мелкими прямоугольными городками, образованными неглубокими выемками. Конструкция прялок — составная, ножка с донцем соединяется в шип. Встречаются и копыльные прялки, вырезанные из одного куска дерева. Прялка в данной местности называлась «копыл», донце прялки — «хвост». Донца от высокого основания, мягко расширяясь, переходят в длинный прямой «хвост», который, как правило, не украшался, так как на нём сидела пряха и практически донца было не видно, но некоторые мастера всё же завершали их такими же зубчатыми выемками, как и городки лопасток.
Лицевая сторона лопасток и иногда обе 2 стороны ножек у прялок украшались росписью, состоящей из лаконичного набора элементов. Главными изобразительными мотивами гаютинской росписи являются чрезвычайно схематизированные древа-цветы, завершающиеся своеобразным колосом-метёлочкой, или широким сердцевидным плодом с точками-семенами внутри, или цветком-плодом наподобие древнего изображения перевёрнутого «ростка» (стилизованного декоративного сердечка). В росписи на прямоствольных стеблях растений располагаются мелкие каплевидные и удлиненные листья. Стебли прямые и толстые, выделены другим цветом, нежели листья, цветы или плоды. Древа-цветы «вырастают» из круглых оснований-розеток, составленных из разноцветных кругов, капель и точек.
Ножка прялки, в основном, украшена росписью с обеих сторон, на торцах помещен рисунок из двух больших точек или овалов, между которыми пять маленьких, собранных в розетку. Вдоль ножки спускаются одинаковые цветы–древа, разделённые горизонтальными полосами. На некоторых прялках идут широкие полосы из рядов разноцветных полуовалов, точек и штрихов.
Гаютинская роспись отличается жесткой композиционной схемой. По верхнему краю лопастки располагали три «древа-цветка». Между ними писали иногда год, помещая цифры по парам или в чередовании с растениями, часто встречаются и овалы с точками, разделяющие растения. На прялках, изготовленных на заказ, иногда помещалось имя владелицы. Писали всегда имя и отчество, что отображало деревенскую традицию уважительного общения и величания. Многие надписи были с орфографическими ошибками (не все мастера были грамотные), писали зачастую вперемешку печатными и письменными буквами, иногда помещались только начальные буквы имени и отчества владелицы, для кого изготовлялась прялка. Мастер не придавал особого значения правильным переносам слов, мог одну букву перенести на другую строчку, если слово полностью не помещалось, или наоборот, оставить в строчке одну-две буквы и писать ниже на другой линии. Для него надписи имели больше орнаментальное значение, они составляли часть композиции.
Прялки с указанием имён назывались «именными», их заказывали специально. На ранних прялках надписей не встречается, на свободном пространстве нижней части лопастки помещался иногда цветок-плод с мелкими «корешками». По краям лопастка обводилась золотым или серебряным цветом, таким образом, общая композиция заключалась в своеобразную раму, что придавало росписи завершённость. Мастера заполняли пространство прялки ритмично повторяющимися мотивами, созданными из скупого набора элементов: точек, капель, овалов, полукругов, собранных в композиции. Умелое расположение орнамента, многоцветие на ярких фонах создавало пеструю мелкоузорную роспись.
Исследователь О.В. Круглова назвала роспись «ситцевой». Плотная краска точек из капель, из которых строилась роспись, рельефно выступает над поверхностью фона прялки, создавая имитацию драгоценных камней и жемчуга. Элементы, из которых мастера строили свои композиции, встречаются в памятниках древнерусского искусства (иконы, эмали, рукописные книги).
Вероятно, на формирование росписи оказали влияние многие факторы: графические орнаменты кубовой набойки, контурные узоры резьбы прялок-согожанок, орнаментальное искусство иконописи и рукописных книг.
Роспись на гаютинских прялках выполнена без предварительного нанесения контурного рисунка. Мастера владели техникой скорописи, наносив узоры без предварительного рисунка. Расположение чередующегося орнамента требует определенного навыка. Манера письма позволяет предположить, что мастера сначала наносили точки, определяющие серединку цветочных розеток, отмечая тем самым ритмический строй чередующихся раппортов. Затем последовательно прописывали лепестки сначала одного (например, красного), затем другого (например, изумрудного) цвета и т.д. Тем самым раскладывая своеобразные цветовые пятна, которые помогали правильно распределять цветочные узоры. Как правило, раппортные узоры чередуются по цветовой гамме, создавая тем самым разнообразие оттенков. Цвет в гаютинских росписях является средством художественной выразительности, мастера активно использовали сочетания ярких насыщенных тонов: желтых, голубых, тёмно-синих, чёрных, розовых и красных. В основном, прялки окрашивались в сочные цвета: бордовый, малиновый, реже в светло-охристый. Композиция росписи была довольно устойчива, но, меняя цветовое соотношение, мастера добивались большого разнообразия, также они широко использовали метод творческого варьирования.
В фондах ВГИАХМЗ хранятся также единичные образцы прялок с гаютинской росписью, не типичные для основной классификации, являющиеся, скорее, исключением из общего ряда. Эти прялки содержат яркие индивидуальные особенности письма мастеров. Так, на одной из прялок, происходящей из деревни Курган Череповецкого района Вологодской области, на лопастке изображены в ряд три цветка-древа с раскрытыми чашечками в виде многолепесткового тюльпана, а на боковых симметрично отходящих в стороны ветках —круглые «бутоны». Цветы и бутоны выполнены белым цветом. Вдоль ножки этой прялки идут прямоствольные цветы, венчики их состоят из лепестков, образующих под ковообразные фигуры, вписанные друг в друга. Толстые высокие стебли перевязаны красными бантиками. Листья на цветочных растениях лопастки и ножки одинаковые, фигурные, напоминающие дубовые. Роспись прялки достаточно эффектна, цветовая гамма состоит из тёмно-синих, белых, красных, жёлтых тонов.
В фондах Череповецкого музейного объединения хранится прялка, на которой стебли цветочных букетов перевязаны 4 разноцветными бантами. В написании цветов в букетах на данной прялке мастер отходит от архаики и пишет более реалистические лепестковые цветы. Вероятно, на подобные изображения значительное влияние оказала городская среда. В д. Курган Череповецкого района специалистами ВХИАХМЗ была обнаружена прялка с изображениями цветочных растений в «вазонах». Рисунок сильно упрощен и состоит из своеобразных прямоствольных цветов-древ, круглое основание которых умещается в чашеобразной вазе на ножке с треугольным поддоном. Ваза своими очертаниями похожа на цветок тюльпана. Стебель древа толстый с симметрично отходящими дубовыми листьями венчается широким листообразным плодом, содержащим в себе «семена», прорисованные на его фоне зелёными крупными точками-кругами. В росписи использованы коричневый, белый, розовый, зелёный цвета, бордово-красный фон прялки усиливает звучание других тонов, и росписи выглядят чрезвычайно празднично. Примечателен рисунок на одной из обнаруженных прялок, где лопастка и ножка полностью украшены крупными изображениями стилизованных цветов в виде схематичных ёлочек в окружении разноцветных точек, древа «вырастают» из круглых солярных знаков и напоминают своеобразные «космические» древа. Зафиксированы и более архаичные изображения «древ». Вероятно, эти образцы свидетельствуют о творческой интерпретации сложившихся традиции.
Гаютинская роспись бытовала на территории междуречья нижнего течения рек Согожи и Шексны, на северо-восточном побережье Рыбинского водохранилища, на стыке границ двух областей —Вологодской и Ярославской.
На территории Вологодской области ареал бытования росписи включал в себя территории деревень, затопленных Рыбинским водохранилищем (Пельнево, Бывальцево, Самохино, Борок Лутошки, Красный Бор, Парсово и т.д.), а также деревень Варгасиха и Захарино, ликвидированных в 1950-х годах как неперспективных.
Предположительно складывание традиций гаютинской росписи относится к середине ХIХ века. В музейном собрании Вологды она представлена на прялках, самая ранняя из которых датирована 1883 годом. Судя по тому, что на этих памятниках присутствует уже сложившаяся композиция и хорошая проработка форм, исследователи сделали предположение, что истоки этого вида искусства относятся к пореформенному времени (после 1861 года). Прялки расписывали до 1930-х годов.
Название «гаютинская роспись» появилось впервые в публикациях специалиста Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника О.В. Кругловой, частично обследовавшей в составе экспедиций 1967 и 1969 годов территории Пошехонского района Ярославской области и Череповецкого района Вологодской области.
Крупный очаг росписи был выявлен исследовательницей в селе Гаютино Ермаковского с/с. Ярославской области и его окрестностях. Поэтому роспись в работах О. В. Кругловой получила название «гаютинской».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев