Есть сомнения, что Воронеж и Волгоград - миллионники. Столица Черноземья управляется по среднему
Доклад «Муниципальное управление мегаполисами и крупными городами» от околокремлёвского телеграм-канала «Незыгарь».
Лидеры рейтинга - Казань, Нижний Новгород, Тюмень.
Они показывают устойчивую динамику развития и имеют - по разным причинам - высокий потенциал дальнейшего роста. Факторы, определяющие их успешность, отличаются друг от друга.
Казань - образец стабильности городской власти: за всю новую историю в городе было всего два мэра. Отсюда во многом - качество развития города, строительство в котором идёт по генплану, что позволяет избежать проблем точечной застройки и нехватки объектов социальной инфраструктуры.
Проблемы большинства городов, даже те, которые считаются исторически обусловленными, берут свои корни в 1990-х и начале 2000-х годов, когда бурное строительство и стремление застройщиков к максимизации прибыли заложили специфическое отношение к городскому планированию. Даже в относительно успешно развивающихся городах местные элиты имеют плотные и зачастую непрозрачные отношения с крупными застройщиками, что оказывает самое серьёзное влияние на последующие проблемы инфраструктуры.
Попытки других городов создать стратегию развития сводятся к документам, которые могут получать признания на различных конкурсах, но не становятся основой городской жизни. В результате общее правило - возникновение двух параллельных реальностей. В одной существуют прекрасные документы и благостная отчётность, а во второй - активно продолжается точечная застройка, уничтожаются объекты культурного наследия и деградирует городская среда.
Недостатков, связанных с двумя параллельными реальностями, Казань лишена, хотя некоторые проблемы есть.
Нижний Новгород имеет достаточно высокий уровень социального негатива, который во многом гасится за счёт многочисленных федеральных проектов. К заслугам муниципального управления относится контроль за их выполнением, в результате финансовые вложения действительно приносят необходимый эффект. Аналогичная картина наблюдается далеко не во всех городах - наличие федерального финансирования зачастую не ведёт к улучшению городской среды.
В Нижнем Новгороде ликвидация обратной связи с горожанами и дистанцирование мэра от их проблем порождают некоторое социальное недовольство, но не оказывают серьёзного эффекта на положительную динамику развития.
Тюмень - пример удачного тренда развития от крупнейшего города до - в некоторой перспективе - миллионника. Благоприятные факторы - наличие завязанных на город нефтегазовых округов, для которых Тюмень - точка притяжения.
В число городов со средним уровнем управления входят 20 муниципалитетов.
Их следует чётко разделить на три неравнозначные группы.
Города из первой группы в случае успешной реализации градоначальниками имеющегося потенциала и решения наиболее острых проблем имеют шанс попасть в список лидеров: Ставрополь, Екатеринбург, Пермь, Хабаровск, Воронеж.
Те, кто входят во вторую группу, способны только показать улучшение динамики, но не улучшить ситуацию качественно: Уфа, Владивосток, Тольятти, Саратов, Томск.
Третья группа - города, имеющие тенденцию к ухудшению развития: Барнаул, Челябинск, Ижевск, Омск, Ярославль, Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Самара, Иркутск.
Они имеют высокий уровень рисков - во многом следствие накопленных проблем, так что их решение в краткосрочной перспективе выглядит крайне маловероятным. Почти во всех городах третьей группы наблюдается - в том или ином виде - рост коррупционных скандалов.
Негативная тенденция сохраняется вне зависимости от того, насколько долго градоначальник на своём посту. В случае длительного нахождения их эффективность невысока, и именно действия или бездействия мэра являются фактором, оказывающим влияние на ухудшение показателей города: Омск, Ярославль, Самара. В случае замен, которые активно идут в последние два года, на посту градоначальников оказываются чиновники, не обладающие достаточной субъектностью или опытом работы, что не позволяет делать оптимистических прогнозов относительно динамики развития: Ижевск, Новосибирск.
Негативная тенденция обусловлена логикой развития городов в рамках страны: крупнейших, с населением свыше 500 тыс. человек, слишком много и их постепенное сокращение в численности жителей, параллельно с неизбежной деградацией части городской среды, в основном предопределено. Однако конкуренция между ними и отсутствие ярко выраженных преимуществ у большинства соседей приводит к тому, что они имеют возможность поддерживать относительное равновесие и сохранять потенциал развития.
В числе явных аутсайдеров рейтинга - Ульяновск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Кемерово и Махачкала. Слабая позиция, обусловленная внешними факторами, только у индустриального Кемерово. Города-аутсайдеры имеют низкую динамику развития и туманные перспективы. Хотя пример Тольятти показывает, что сохранять хотя бы нейтральную динамику при условии более высокого качества управления, возможно.
Проблемы Махачкалы во многом обусловлены недостаточным финансированием и высоким уровнем низовой (и не только) коррупции. В Махачкале показатель расходов в пересчёте на одного жителя по сравнению со Ставрополем, где местным властям в целом удаётся демонстрировать необходимый уровень эффективности, в четыре раза ниже, а показатель собственных доходов - в два раза ниже. Впрочем, во многом здесь следствие отношения элит к развитию города. Нормальная картина там - шикарные особняки, отгороженные высокими заборами от разбитых дорог и стихийных свалок. Инфраструктурные и прочие проблемы последовательно нарастают, а отношение элит сохраняется прежним.
Общая депрессивность Ульяновска, отсутствие развития и мест притяжения уже проявились настолько ярко, что в городе фиксируется рост преступности и создание молодёжных группировок. На позициях города сказывается контрэлитная фронда между действующим и бывшим губернаторами.
В Волгограде и Ростове-на-Дону отсутствие у градоначальников необходимых компетенций и управленческих способностей ведёт к постепенному ухудшению динамики развития. В случае сохранения существующей динамики дальнейшие проблемы представляются практически неизбежными, а преодолеть негативную тенденцию в развитии и воспользоваться имеющимися перспективами в ближайшие годы вряд ли получится.
Выводы
1. Работа градоначальников, хотя и оказывает влияние на динамику развития, не является определяющим фактором по причине невысокого уровня их самостоятельности. С точки зрения мэров, основной критерий их эффективности - обеспечение показателей работы губернаторов. Один из важнейших - успешное выполнение работ по нацпроектам в региональных центрах.
2. Не менее важная задача мэров крупных городов во многих регионах - замыкание на себя социального негатива в двух видах. Наиболее распространённый подход - роль плохого начальника, в рамках которой негатив горожан, обычно - оправданный, направляется на мэра. Он принимает в рамках своих полномочий непопулярные решения, продиктованные запросами региональных властей, или не решает проблемы по причине недостаточного финансирования. Так происходит, например, в Челябинске, где горожане активно и неоднократно призывали главу города уйти в отставку; но как результат - уход мэра в ближайшее время фактически на повышение. Другой подход, редко, правда, встречающийся, заключается в активной коммуникации, в первую очередь - личной, с горожанами.
3. В большинстве случаев ремонт дорог, замена инженерных сетей или подвижного состава общественного транспорта затруднительны без помощи из регионального или федерального бюджета. Однако даже финансовая поддержка может не приводить к улучшению ситуации (яркий пример - Ростов-на-Дону).
4. Признак серьёзной проблемы на уровне управления городами - череда отставок мэров. Только за прошедшие месяцы 2024-го ушли главы Новосибирска, Воронежа, Тюмени. До конца года ожидается отставка в Челябинске. А в 2023-м в мегаполисах и крупных городах сменилось пять градоначальников.
5. С точки зрения динамики коррупционных скандалов и громких задержаний, выделяются Самара, Саратов, Владивосток, Омск. В Нижнем Новгороде произошло резонансное задержание спикера городской думы.
6. Наличие и уровень протестной деятельности горожан далеко не всегда коррелируют с серьёзностью существующих проблем, а скорее следствие общего уровня низовой активности в отдельных локациях. В основном недовольство активно высказывается в соцсетях, а инициатив, направленных на общественные выступления, немного, и они ограничены по количеству участников. Триггером к протестам обычно выступают те или иные ЧП, приводящие к нарушению нормальной жизнедеятельности, но не политика муниципальных властей как таковая. Наибольший уровень протестной активности наблюдался в Челябинске, Махачкале и Екатеринбурге. В Ижевске фиксируется прецендент судебного противостояния со стороны инициативных горожан решению городских властей по платным парковкам.
7. Улучшение городской среды, различные урбанистические проекты, даже в случае выделения значительных денежных средств, необходимо оценивать с точки зрения их реализации. То есть - выполнения работ качественно и с привлечением профессионалов, понимающих, как аналогичные решения работают в мире. Очевидно, что для неизбалованных качественной урбанистикой горожан любые изменения в облике города, даже на уровне ниже среднего, рассматриваются как улучшение. Проекты по благоустройству во многих случаях сводятся исключительно к закатыванию в асфальт, иногда - к установке отдельных элементов благоустройства, которые быстро приходят в негодность вследствие низкого качества: Томск, Челябинск. В части городского благоустройства важнейшим критерием становится качество муниципального управления.
8. Во многих городах зимой закономерно обостряется проблема с выходом из строя труб теплоснабжения из-за высокой степени износа инфраструктуры. По некоторые регионам доля полностью изношенных основных фондов в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов - свыше 40%. Хотя проблема серьёзна, она не имеет характера инфраструктурной катастрофы, как нагнеталось зимой некоторыми массмедиа. Тем не менее способность муниципальных властей оперативно реагировать на ЧП демонстрирует уровень их профессионализма. Во многих крупных городах проблемы ЖКХ нарастают.
9. Как собственные доходы, так и расходы городов в сопоставимых категориях могут отличаться более чем в два раза. Однако значительная разница в финансах не приводит к столь же существенным отличиям в качестве городской среды. Например, расходы Ростова-на-Дону в пересчёте на одного жителя почти в два раза выше расходов Казани. Большинство проблем для многих крупных российских городов стандартно: изношенные инженерные сети, некачественные дороги, недостаточное развитие общественного транспорта, вырубка зелёных насаждений, уничтожение объектов культурного наследия.
10. Абсолютные показатели, скажем, рост количества жителей в городе, не могут являться критерием оценки его привлекательности для горожан и эффективности управления. Яркий пример - Краснодар, выросший за десять лет вдвое. В то же время городская жизнедеятельность становится все более затруднительной - проблемы стремительно увеличиваются, а комфортность жизни снижается. За 2023 год наибольший прирост населения фиксировался на юге России: в Краснодаре - на 1,55% и Ставрополе - на 1,29%. Прирост наблюдался в Красноярске (0,72%), Тюмени (0,64%), Уфе (0,46%), Ростове-на-Дону (0,4%), Казани (0,3%). В остальных городах - убыль населения. Основной рост - среди миллионников, среди крупнейших городов он скорее исключение.
11. Изменение численности населения - достаточно спекулятивная тема. Административные границы городов могут меняться весьма произвольно, что позволяет варьировать численность - в зависимости от поставленных задач. В частности, высказываются сомнения по поводу отнесения к городам-миллионникам Волгограда и Воронежа.
12. Один из важнейших факторов, обеспечивающих притяжение горожан и прирост населения, - климатические условия. Яркие примеры - Краснодар и Ставрополь, которые стабильно сохраняют темпы прироста. Другой фактор - роль центра федерального округа, что во многом позволяет сохранять неплохие показатели Хабаровску, или роль иного центра, в частности, образовательного, как в Томске.
13. В большинстве городов усложнится ситуация с коммунальной инфраструктурой. И не только с теплосетями, но и с электросетями. Реформа общественного транспорта может быть признана проваленной, что усилит рост социального недовольства и негативно повлияет на производительность труда. Привлекательность южных городов и традиционных центров притяжения сохранит прежние направления внутренних миграционных потоков и обеспечит прирост. Однако вероятные инфраструктурные проблемы в Краснодаре приведут к падению его привлекательности. В то же время для многих крупнейших городов, таких как Барнаул, Ижевск, Саратов и других, сохранение прежней численности возможно обеспечить только за счёт переселения в них жителей окрестной сельской местности и приезжих из сопредельных стран. Проблемы уплотнительной застройки и последующего роста нагрузки на инженерные сети останутся острыми. Перспективы более упорядоченного и последовательного развития могли бы увеличиться в случае переноса крупного бизнеса в регионы и прямой ответственности отдельных компаний за опорные города.
Автор(ы): Телеграм-канал «Незыгарь»
https://4pera.com/news/vesti_iz_seti/est_somneniya_chto_voronezh_i_volgograd_millionniki_stolitsa_chernozemya_upravlyaetsya_po_srednemu/?bitrix_include_areas=N
Нет комментариев