Современная шкатулка, стилизованная под мезенскую роспись
В заключение, хотелось бы предостеречь читателя от имеющих место спекуляций и попыток получить из мезенской росписи и других видов народного искусства больше информации, чем в ней содержится. Речь идет о «научных работах», анализирующих положение и форму каждой черточки и завитка и пытающихся воссоздать по ним целые сюжеты славянской мифологии, либо представить мезенскую роспись чуть ли не древней дохристианской письменностью. Да, основные ее элементы крайне архаичны, но не будем забывать, что время зарождения этого вида искусства в его теперешнем виде застали еще наши прабабушки и прадедушки, которые, если и хотели вложить в рисунок некий символический смысл, то повествовали скорее о событиях в своей родной деревне, чем о подвигах языческих богов и героев, которых они вряд ли помнили. Мезенская роспись – искусство живое, и изменения, которые оно претерпело за последние сто лет, видны невооруженным глазом: достаточно сравнить старинную прялку из музея с современным блюдом или панно, расписанным в той же технике. Уменьшилось число прямолинейных элементов, фигуры стали более округлыми и изящными, линии – тоньше, а расположение штрихов и завитков сегодня больше соответствует эстетике, чем древним традициям. Кроме того, при компоновке сюжета мастер ориентируется не только на пришедшие из глубины веков символы, но и на выразительность композиции, собственный художественный вкус, и, наконец, форму самой вещи, в которую нужно вписать орнамент.
Нет комментариев