Церковь святого Александра Невского была построена в стиле неоготики при императрице Александре Федоровне. Там все было очень «маленькое, уютное, удобное и милое». А еще очень готическое. И венцом этого готического заповедника стал православный храм, прозванный капеллой.
Подарок для императрицы
В первой половине XIX века в Петербург пришла мода на неоготику. Типичный ее пример — церковь в Шуваловском парке.
Решил не отставать от моды и тогдашний самодержец Николай I. Меж двух царских резиденций — Стрельной и Петергофом — на месте Охотничьего парка Анны Иоанновны по его заказу строится еще одна императорская дача — Александрия. Названа она была так в честь супруги Николая — Александры Федоровны. Собственно, для нее она и возводилась. Это был подарок царя жене на 30-летие. Сам день рождения отмечался на родине Александры (урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в Берлине. Но вскоре после торжеств российский император заторопился в Петербург «по делам». Одним из дел как раз и была подготовка Александрии.
Когда Александра Федоровна вернулась в Россию, ее ждал сюрприз — новенький коттедж (в переводе с английского — просто загородный дом), совмещавший в себе дух старушки Англии и неоготики. Супруга императора стала хозяйкой новой резиденции и прилегающего к ней парка. Она была в восторге. Подарок пришелся ей по душе. Прежде, проводя летние месяцы в Петергофе, императрица чувствовала себя неуютно в его «тяжеловесной позолоте».
С тех пор все венценосное семейство стало проводить теплые деньки в Александрии. Николай I распорядился выстроить рядом с коттеджем домовую церковь.
Величие начиналось с меньшего
Место для придворной церкви Николай I выбрал лично — в западной части парка. За строительством молельни наблюдал тот же архитектор, что спроектировал коттедж, — Адам Менелас. Правда, довести работу до конца он не успел. После его смерти надзор продолжил Иосиф Шарлемань. А вот спроектировал необычную церковь архитектор из Пруссии Карл Шинкель.
Хоть в жилах российских императоров и текла немецкая кровь, почти все они были православными до мозга костей. Этим отличался и Николай I, как и русским патриотизмом. Он даже заставлял придворных дам ходить в нарядах, стилизованных под традиционные русские платья.
А его придворный храм стал симбиозом западного стиля и исконно русского содержания. Карл Шинкель выполнил церковь в лучших традициях неоготики: с островерхими башенками, пиками, статуями святых и ангелов, что характерно для католической традиции. В ней нет ничего от округлости православных храмов с их куполами-маковками. А из-за круглых окон-роз со стрельчатыми стеклами и витражами нынешние туристы называют церковь петергофским Нотр-Дамом, памятуя о кафедральном соборе Парижа.
Строительство церкви закончилось в 1834 году. 3 июня она была освящена в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и сразу стала любимым местом для моления у семьи самодержца. Внутри помещалось от силы человек двадцать. Юрий Тынянов в одной из своих повестей называет это строение «малютка-храмик». В народе же прижилось другое именование — Готическая капелла. Все-таки внешне она никак не походила на православный храм. Зато внутри это было чистое православие с иконами, небесно-голубым потолком и позолотой.
Место встречи принцессы Марии Федоровны
С Готической капеллой тесно связана судьба еще одной русской императрицы — Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II.
Последовательность исторических событий:
изначально предполагалось, что датская принцесса Мария София Фридерика Дагмар (так до миропомазания в православие звали Марию Федоровну) станет супругой не Александра, а его брата Николая — первого в очереди на российский престол. Но тот скоропостижно скончался в 1865 году в Ницце. Невеста цесаревича была с Николаем в его последние дни. К умирающему брату приехал и Александр;
Дагмар успела полюбить Николая, а Александр всегда относился к нему с нескрываемой теплотой и уважением. На этой почве Дагмар и Александр сблизились;
вскоре последовала помолвка. Осенью 1866 года принцесса Дагмар прибыла из Дании в порт Кронштадта. Оттуда ее перевезли на берег у Петергофа. А первым православным храмом, который посетила будущая российская императрица, стала как раз Готическая капелла;
в конце октября состоялось венчание Марии Федоровны и Александра Александровича. Это был брак по любви. У них родилось шестеро детей. Четверо из них умерли раньше матери, причем двое — Николай II и Михаил Александрович — не своей смертью. Правда, Мария Федоровна до конца жизни отказывалась верить, что их на самом деле расстреляли;
сама же Мария Федоровна скончалась в 1928 году в Дании, куда была вынуждена уехать после революции. Ее отпевали в православном храме, а гроб с прахом покоился в усыпальнице рядом с членами датской королевской семьи. Но сама она завещала похоронить ее рядом с мужем;
последняя воля бывшей императрицы была исполнена спустя много лет — в 2006 году. Тогда по соглашению между Россией и Данией гроб с останками Марии Федоровны был перевезен в нашу страну. При этом повторилась история 1866 года. Корабль с прахом императрицы прибыл в порт Кронштадта. Оттуда гроб доставили в Александрию. И снова первым храмом, в который его поставили, была Готическая капелла. И было это 26 сентября, как и в 1866 году;
после церемонии прощания останки перевезли в Петропавловский собор и там захоронили рядом с могилой Александра III.
Как реставрация повлияла на Готическую капеллу
В 2006 году Готическая капелла уже была готова к приему высоких делегаций. Но прежде, в XX веке, пережила нелегкие времена.
После революции ее, как и многие другие храмы, закрыли. Два года она стояла без дела. Потом в ней открыли музей, но он тоже проработал недолго. Здание закрыли на капитальный ремонт, который закончился в 1933 году. Тогда в бывшей церкви открылась экспозиция об истории всего дворцово-паркового комплекса Александрия.
Капелла сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Еще в 1941 году в тех местах прошла высадка советского морского десанта, пытавшего прорвать блокаду Ленинграда, но все бойцы погибли. В ходе сражения снаряды не раз попадали в капеллу.
Послевоенная реставрация затянулась до 1999 года. С 2003 по 2006 год ремонт повторился, после чего церковь была освящена, но действующим храмом она так и не стала.
Капелла в Александрии и готический заповедник: какая взаимосвязь
В Александрии не только основной дворец — коттедж и домовая церковь — и капелла были выполнены в готическом стиле. Вокруг можно было встретить много других элементов в том же стиле: скульптуры, караулки, беседки и даже готические каменные диваны с высокими спинками. До наших дней сохранились несколько объектов:
колодец. Он был создан в 1835 году по проекту Иосифа Шарлеманя и представляет собой кованую чугунную беседку. Расположен недалеко от Готической капеллы;
караулка. Небольшой домик на входе в парк. Выкрашенный в желтый цвет с башенками и зубчатым парапетом, он встречает посетителей. Его отличают узкие окна. А главное украшение — герб Александрии над дверями, изображающий щит с мечом, вынутым из ножен, который проведен через венок из белоснежных роз;
мост. Он еще называется руинным, так как рядом с ним — руины некогда стоявшего там дворца светлейшего князя Александра Меншикова, сподвижника Петра I. Их окончательно сровняли с землей в 1941-м. Мост перекинулся через глубокий овраг, по дну которого протекал ручей. Архитектор Адам Менелас намеренно сделал переправу из грубо отесанных каменных плит, а перила были выполнены из неокоренных березовых стволов. Под мостом устроена плотина с водопадом.
Пять интересных фактов о Капелле
Здание капеллы украшено примерно тысячью чугунных деталей художественного литья. Они изготавливались на Александровском литейном заводе (ныне Пролетарский).
Капелла в католичестве — домовая церковь в замках и дворцах для частных богослужений.
Несмотря на своё внешнее и внутреннее неоготическое убранство, по устройству внутреннего пространства церковь полностью соответствует всем канонам православного храма. Таким образом, в ней соединяются элементы как православных, так и католических сооружений.
Капелла сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Еще в 1941 году в тех местах прошла высадка советского морского десанта, пытавшего прорвать блокаду Ленинграда, но все бойцы погибли. В ходе сражения снаряды не раз попадали в капеллу.
Описание церкви встречается в одном из литературных произведений Юрия Тынянова. В повести под названием «Малолетний Витушишников» автор вкладывает описание капеллы в реплики одной из героинь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев