в 30-х годах XVIII в. в Петербурге существовала «Армян
ская улица» и поэтому появилась необходимость иметь
постоянного священника, пришел к заключению, что в го
роде среди его постоянных жителей5 были уже и армяне.
Вероятно, армянская колония Петербурга вначале распо
лагалась на Васильевском острове. Официально участком,
занимавшимся армянами, владели Лука Ширванов, затем
«бенгальский гражданин, армянский купец и ювелир Ар
темий Шериман» 6, владелец мануфактур, судов, который
считался главой армянской колонии в 40—50-х годах
XVIII в. Но уже в 50-х годах он имел дома не только на
Васильевском острове, но и близ дворца.
Мы не располагаем точными сведениями о численности
армянской колонии Петербурга в XVIII в. К. Н. Гри
горьян, -ссылаясь на архив Абамелек-Лазаревых, отмеча
ет, что число армян — постоянных жителей Петербурга в
80-х годах XVIII в. не превышало 150 человек7. И. Г. Ге
орги приводит другую цифру: «Армянский приход состоит
не более как из ста человек» 8. Но несмотря на малочис
ленность армянской колонии, ее члбны сооружают в Пе
тербурге в XVIII в. армянские церкви.
Как выше отмечено, наиболее влиятельным лицом сре
ди армян Петербурга был Лука Ширванов, который и
получил в 1740 г. разрешение построить армянскую цер
ковь. К. Н. Григорьян, ссылаясь'на книгу П. Н. Петрова
«История Санкт-Петербурга» 9, пишет, что «один из пер
вых армян — жителей Петербурга, Лука Ширванов, полу
чил „высочайшее" разрешение построить на территории
собственного дома небольшую армянскую каменную цер
ковь, разумеется, на сбои же средства. Но вызывает со
мнение его утверждение, что в начале 40-х годов церковь
эта была построена» 10 1 1 . В книге же, вышедшей в конце
XVIII в., она еще не упоминается11. Теперь второй аргу-
5 К. Н. Григорьян, Армянская культурная колония...,
стр. 54.
6 ЦГАДА, ф. 1252, on. 1, ч. I, д. 19, л. 10
7 К. Н. Григорьян, Армянская культурная колония...,
стр. 55.
8 И. Г. Георги, Описание российского императорского сто-
личпого города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в
окрестностях оного, т. II, СПб., 1794, стр. 282.
9 СПб., Л884, стр 401.
стр. 54.
1 0 К. Н. Григорьян, Армянск ая культурная колония...,
1 1 И. Г. Георги, Описание российского... столичного города.
М\
мент: стоило ли сооружать еще одну армянскую церковь
через 30 лет на том же Васильевском острове, при нали
чии первой; и наконец, не слишком ли много церквей
для прихода в 100—150 человек. Скорее всего слова «на
территории собственного дома» следует понимать так, что
Лука Ширванов отвел часть своего дома для церковных
служб.
Сооружение первых армянских памятников Петербур
га, сохранившихся до наших дней, связано также прямо
или косвенно с фамилией Лазаревых.
Переезд в середине 60-х годов XVIII в. старшего из
братьев Лазаревых, Ивана Лазаревича, в Петербург, его
энергичная деятельность на экономическом и политиче
ском поприще, широкие связи с придворными кругами и
крупными государственными деятелями сделали его са
мым влиятельным членом армянской колонии Петербурга
в X VIII-XIX вв.
И. Л. Лазарев и другие армяне «в 1770 г. просили
разрешение на строительство в Москве и Петербурге
армянских церквей. 2-го мая 1770 г. последовал именной
высочайший указ, во исполнение которого в Петербурге
была отведена... под церковь земля по Невскому проспек
ту и приступлено было к постройке... на добровольные
приношения прихожан, в которых значительная доля при
надлежала ювелиру Ивану Лазареву»12. Армянская цер
ковь на Невском проспекте, как и московская в Армян
ском переулке, строилась архитектором 10. М. Фельтеном.
Он же по заказу Лазаревых построил и несколько домов
около церкви. К 1778 г. армянская церковь была, видимо,
готова вчерне, а может быть и окончательно выстроена.
Дело в том, что в имеющихся печатных источниках дата
постройки армянской церкви дана различно: Зиновьев в
своей истории Лазаревского института приводит 1780 г.,
Грабарь считает, что «Фельтен построил армянскую цер
ковь в 1783—1789 гг.» 13. Однако известно, что церковь
была освящена 18 февраля 1780 г. и названа Лазаревыми
именем ев. Екатерины. На освящении этой церкви присут
ствовал фаворит Екатерины II Г. А. Потемкин. В настоя
щее время на здании укреплена мемориальная плита
следующего содержания: «Памятник архитектуры XVIII
12 ЦГАДА, ф. 1252, д. 425, л. 2.
1 3 Там же, д. 19, л. 39.
32
века. Здание бывшей армянской церкви Екатерины. По
строена в 1771—1780 гг. Архитектор Ю. М. Фельтен.
Охраняется государством».
Через десять лет после завершения строительства
церкви на Невском проспекте, «в 1791 г., Иван Лазаре
вич... построил также на своем иждивении другую армян
скую церковь в Санкт-Петербурге, на Васильевском остро
ве... где было отведено место для погребения» 14.
Лазаревы были людьми широких взглядов и не чуж
дыми общественных интересов. В архивных источниках и
публикациях мы не раз сталкиваемся с материалами о
больших суммах, пожертвованных ими на сооружение и
содержание школ. Армянские исследователи истории педа
гогической мысли и школьного образования убедительно
доказывают, что представители нарождавшейся промыш
ленной буржуазии из среды армян России и влиятельные
политические деятели отстаивали в конце XVIII — начале
XIX в. светское и, что не менее важно, женское образова
ние с изучением родного и иностранных языков. «Недале
ко от Петербурга,—читаем мы в документе от 20 февраля
1784 г.,— построена иждивением господина дворянина
Ивана Лазаревича Лазарева градская народная школа,
которая минувшего января 28-го числа и открыта. На со
держание же сей школы внесено от г. Лазарева тысяча
рублей и учеников вступило уже довольное число» 15.
Автор оригинального исследования С. Г. Арешян пи
шет: «В. делах Петербургского армяно-григорианского
духовного правления сохранялись сведения о том, что в
1800 году в Петербурге была армянская школа, помещав
шаяся в церковных домах по Невскому проспекту» 16. Но
еще раньше именно здесь, на Невском проспекте, «была
основана в 1780 г.17 и функционировала первая армянская
типография в России» 18. Ее создателем был Григорий
Ходжамалович Халдарян, энтузиаст, поборник просвеще
1 4 Там же, д. 214, л. 1 об.
15 Там же, т. I, ч. 1, д. 19, л. 91.
1 6 €. Г. Ар ешян, Армянская печать и царская цензура, Ере
ван, 1957, стр. 18.
1 7 По располагаемым мною архивным материалам, типография
была основана Халдаровым не в 1780-м, а в 1785 г. К. Г. Гри
горьян считает датой основания типографии 1783 г., см:
К. Н. Григорьян, Армянская культурн ая колония..., стр. 60.
18 С. Г. Арешян, Армянская печать..., стр. 16.
3 3
ния, автор ряда работ, в том числе армяно-русского слова
ря, изданного в Петербурге в 1788 г.
После смерти Халдаряна его дело продолжала жена —
Катарина Захаровна Халдарян — первая армянская жен
щина-издатель 19. С. Г. Арешян подчеркивает, что именно
Катаринэ Халдарян суждено было издать труд «первой
армянской женщины-литератора в России „девицы Клео
патры Сарафовой“... первый учебник русского языка для
армян»20. Первая петербургская армянская типография
просуществовала до 1789 г., а затем была переведена в
Нахичевань-на-Дону. Забегая вперед, скажем, что в 1812 г.
в тех же дома'х по Невскому проспекту была открыта вто
рая армянская типография в Петербурге.
1 9 Там же, стр. 17.
20 Там же.НЕОЖИДАННАЯ НАХОДКА
В одном из залов музея в Ленинграде установлен пре
красно выполненный детский бюст. На щитке скульптуры
сохранилась надпись: «Иван Христофорович Лазарев», а
ниже, на постаменте, другая — «Неизвестный скульптор.
1-я половина XIX века».
Для большинства посетителей музея этот скульптур
ный портрет был одним из многих произведений, которы
ми так богаты ленинградские музеи. Что касается меня,
много лёт изучавшего богатейшие архивы семьи Лазаре
вых, то я знал, что это скульптурный портрет умершего
в малолетстве Ивана (по-армянски Ованеса) — единствен
ного сына в семье Христофора Екимовича Лазарева — и с
его смертью прервался род Лазаревых в мужском поко
лении. Потеряв единственного наследника фамилии, роди
тели и дядя в память умершего передали Лазаревскому
институту 60 тыс. рублей \ на которые в начале 1851 г. и
было основано особое отделение «для обучения первона
чальным предметам детей, недостаточно приготовленных
в Институт»1 2, названное приготовительным отделением
имени малолетнего Ивана Лазарева.
Когда я впервые увидел в музее мраморный бюст ре
бенка, я не ставил перед собой задачи установить фами
лию неизвестного скульптора. Но в феврале 1962 г. в Ма-
тенадаране (государственное хранилище рукописей
АрмССР), просматривая архив семьи Лазаревых, я узнал,
что в середине 40-х годов XIX в. семья Христофора Лаза
рева поехала в длительное заграничное путешествие, что
бы полечить своего склонного к болезням ребенка — Ивана
Лазарева. Будучи во Флоренции в апреле 1845 г., Лазаре
1 ЦГИА, ф. 213, O n. 1, д. 121, л. 10.
2 А. 3. Зиновьев, Исторический очерк Лазаревского-инсти
тута' восточных языков, М., 1863, стр. 65.
3 5
вы «заказали бюст Ивана Христофоровича (ребенку было
тогда три года.— А. Б.) известному скульптору Панполо-
ни за 500 франков, который и был прислан в С. Петер
бург» 3. Таким образом, в Ереване я напал на след скульп
тора.
К сожалению, ни в итальянской, ни в немецкой энци
клопедиях искусств не только не оказалось сведений об
«известном» скульпторе, но даже его фамилия не упоми
налась. Поэтому можно было сделать два предположения:
первое — запись в архиве не отличалась точностью; вто
рое — известность скульптора была настолько незначи
тельной, что его имя не было удостоено даже упомина
ния. В таком случае напрашивался вопрос: почему же
искусствоведы Русского музея, люди с большим художе
ственным вкусом и обширными знаниями, выставили его
работу?
Я решил исходить из предположения, что составитель
или переписчик сводной «Летописи жизни Лазаревых»,
вероятно, ошибся. в написании имени иностранного
скульптора. Ошибиться было несложно, ибо семейная хро
ника Лазаревых составлялась много позже списываемых
событий, а в данном случае по письмам, присылавшимся
ими из-за границы, и погрешности были неизбежны.
И действительно, предположение, что архивная запись
не совсем точна, подтвердилось. В двадцать шестом томе
лейпцигского издания Всеобщего словаря изобразительно
го искусства отведено место итальянскому скульптору
Пампалони («Пампалони Луиджи, скульптор. Родился
7 октября 1791 г. во Флоренции, умер 17 декабря 1847 г.
там же. Последователь школы Бартолини.* С 1830 г. член
Академии») 4. Это имя созвучно упомянутой в архиве Ла
заревых фамилии. Именно он и оказался автором бюста.
Работы академика Пампалони хранятся в музеях многих
городов Европы. Таким образом, мраморный бюст, экспо
нируемый ныне в венецианском зале Русского музея, соз
дал в 1845 г., за два года до своей смерти, маститый италь
янский скульптор Луиджи Пампалони. Ранее этот бюст
3 Ереван, Матенадаран, архив Лазаревых, оп. 84, п. 116, д. 106.
Позже аналогичную зап ись удалось найти в фондах Лазаревых,
хранящихся в Москве.
4 Allgemeines Lexikon der bildenden Kiinstler, Bd. 26, Leipzig,
1932.
36
находился в библиотеке петербургского особняка князей
Абамелек-Лазаревых.
Следует отметить, что работники скульптурного отдела
Русского музея много сделали, чтобы установить имя ав
тора скульптуры, но, поскольку их поиски ограничивались
ленинградскими архивами, они не увенчались успехом.
* * *
В музее городской скульптуры Ленинграда на терри
тории бывшей Александро-Невской лавры находится боль
шая скульптурная группа работы выдающегося мастера
И. П. Мартоса (1752—1835). «Многофигурный памятник
белого мрамора — одно из немногих в музее подписанных
произведений мемориальной скульптуры. На его пьедеста
ле высечено: „Памятник сей изваян в 1802 году действи
тельным статским советником академиком Мартосом“.
Это ■ — надгробие Лазаревых, старший из которых извес
тен своей деятельностью в области культурных связей
Армении с Россией»5.
Перед надгробием установлена небольшая музейная
табличка с пояснительным текстом: памятник А. И. и
И. Л. Лазаревым. Справа и слева от надгробия на стене
укреплены четыре одинаковые по размерам и художест
венному оформлению мраморные плиты с текстом на ар
мянском и русском языках. Эти эпитафии посвящены
Артемию Ивановичу, Ивану Лазаревичу, Артемию Иоаки-
мовичу и Екатерине Ивановне Лазаревым.
Нужно обратить внимание на то, что современные ис
следователи творчества И. П. Мартоса не всегда точно
обращаются с историческими фактами, связанными с этим
памятником, упускают частности, поэтому искажается
художественная характеристика скульптурного мемориала
и действительная история надгробия. Это тем более оче
видно, поскольку сюжет надгробия исключает возмож
ность посвящения его более чем одному лицу.
Компетентный исследователь истории русского искус
ства Н. Н. Коваленская считает надгробие Лазареву /«но
вым словом в творчестве И. П. Мартоса. Обращает на
себя внимание назначения — только Лазареву». Исследо-
5 Г. Д. Н е т у н а х и и а, Н. И. У д и м о в а, Музей городской
скульптуры, Л., 1972, стр. 76.
37
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев