Вряд ли моделью для слепка послужила «дублерша», поскольку гипсовое изображение груди попало в музей через наследников Наполеона. Это доказательство наводит на мысль, что перед нами оригинальный слепок с тела сестры Бонапарта.
Зная игривую сущность этой дамы, ученые предположили, вряд ли скульптор заковывал полностью её в гипс. А вот игра с интимными частями тела могла даже понравиться Паолине, ведь это было интересно, необычно и интригующе. Полина не отличалась скромностью. В Европе ходили слухи, что при купании сестер императора прислуживали темнокожие юноши, а сама она была не прочь посидеть на спинах фрейлин, как на стульях.
В такой же технике выполнена скульптура Венеры, выходящей из ванной. На ней также видны следы сдавления соска гипсом, которые остаются при изготовлении слепка.
Наполеоновский музей, в котором хранится слепок груди Полины, демонстрирует картины, скульптуры, мебель, драгоценности, придворную одежду, реликвии, принадлежащие графу Джузеппе Примоли (1851-1927) – потомку Бонапарта по материнской линии. Гипсовый объект занесен в каталог под номером 196, как и остальные семейные реликвии.
В этом же здании когда-то располагалась гипсовая мастерская Кановы. Здесь в недоступном месте он хранил секреты ремесла, которые он хотел скрыть от чужих взглядов. Поэтому не исключено, что именно там находились гипсовые слепки, которые впоследствии были утрачены.
В миланской студии скульптора были
обнаружены три матрицы мужской спины и двух рук, спины женщины и ноги ребенка, которые также сделаны из слепков. Все они представляют интересные образцы скульптурной техники, применявшейся в то время и дошедшей до нас.
Ученые проанализировали ступни скульптурных Амура и Психеи. Их мизинцы оказались немного короче, чем при наиболее распространенных анатомических пропорциях. Это связано с меньшей нагрузкой на этот палец при изготовлении слепков. Такая особенность ступней наблюдается и в других скульптурах Кановы, поэтому не исключено, что все они делались с одного образца.
Изготовлением слепок с лиц и тел занимался не только Канова:
Существует целая коллекция погребальных масок, сделанных скульптором Лигорнетто, и слепков рук, в том числе сильной и морщинистой, послужившей впоследствии моделью для статуи шахтера.
Донателло — скульптор, творивший в эпоху Ренесанса, делал слепки с тел моделей, соединяя их для получения единого гипсового изделия или скульптурной композиции.
Альберто Бартоломе применил такую тактику при изготовлении надгробного памятника своей жене. Изучение его мемуаров показало, что скульптор не скрывал этот факт, считая, что таким образом он сможет максимально точно передать внешность умершей супруги.
Ученые также предполагают, что слепки с моделей делал и Огюст Роден. Возможно, этим объясняется причина высокой детализации лиц и тел его скульптур.
Такой же техникой, вероятнее всего, пользовался и художник Караваджо. Но он применял не слепки, а оптические устройства, проецировавшие предметы на холст. Это позволяло делать точные наброски и делать картины «живыми».
Использование слепков скульпторами было очень ограниченным и применялось для решения проблем моделирования. Теперь ученым стало понятно, как именно мастера добились столь высокой детализации скульптур, которыми любуются потомки.
(с)
Комментарии 1