12]
Иудеи были уведены в вавилонский плен в наказание за то, что они долго грешили перед Богом, как и предупреждали Иеремия, Иезекииль и другие пророки. Это произошло в три этапа:
1. В 605 году до Р.Х. Навуходоносор увёл в плен в Вавилон группу самых перспективных молодых людей. Их привели в Сузы изучать вавилонский язык, политическую систему и культуру – Книга Даниила 1.
2. В 598 (или 597) году до Р.Х. Навуходоносор забрал в плен царя Иехонию и его двор, наряду с приблизительно 10000 знатных граждан Иерусалима, включая Иезекииля – 4 Книга Царств 24:10-16; Книга Иезекииля 1:1-3.
3. В 587 (или 586) году до Р.Х. вавилоняне сожгли Иерусалим и храм, захватили Седекию и увели в плен остальных иудеев, за исключением ряда бедных крестьян, которые были оставлены на этой земле – 4 Книга Царств 25:12.
В год первого этапа Иеремия возвестил, что иудеи будут в плену семьдесят лет (Иер. 25:1, 11-12). И он (Иер. 29:10-14), и Иезекииль (Иез. 37:1-14) говорили, что через некоторое время иудеи вернутся в Иерусалим; и Иезекииль объявил, что они восстановят город и храм, восстановят священство и богослужения и распределят землю между коленами (Иез. 40-48).
Вавилон потерпел поражение от персов под началом Кира Великого в 539 году до Р.Х. Возможно, чтобы обеспечить себе благорасположение своих подданных, Кир полностью изменил практику Вавилона и отослал пленных своего царства назад на родину, поручив восстановить свои города и свою религию. Поэтому в 538 году до Р.Х. он издал указ, чтобы иудеи вернулись в Иерусалим восстанавливать храм (2 Пар. 36:22-23); Езд. 1:1-4; 6:3-5). В следующем году или около того они возвратились под руководством Шешбацара, князя Иудина (Езд. 1:8, 11), Зоровавеля, внука Иехонии от Салафиила (Езд. 3:2, 8; 5:2), и первосвященника Иисуса (Езд. 2:2; 3:2, 8-9; 5:2).
Сначала работа над храмом шла хорошо. Работники построили жертвенник всесожжений и начали приносить на нём жертвы (Езд. 3:2-3), соблюдали праздник Кущей и другие праздники (Езд. 3:4-5), назначили левитов «для надзора за работами» в храме (Езд. 3:8-9) и заложили основание храма (Езд. 3:10-13). Затем самаряне и их союзники встали в оппозицию, и иудеи пришли в уныние и остановили работы над храмом. Следующие шестнадцать лет ничего не делалось. После Кира Персидского на престол взошел его сын Камбис (530-522 гг. до Р.Х.). После него к власти пришёл узурпатор, Дарий I Гистасп (522-486 гг. до Р.Х.), которого не следует путать с «Дарием Мидянином» из Книги пророка Даниила. Во второй год Дария (520 г. до Р.Х.) Бог воздвиг двух пророков, Аггея и Захарию, воодушевлять иудеев вернуться к работе по восстановлению храма (Езд. 5:1-2). Когда они это сделали, самаряне под началом Фафная и Шефар-Бозная вновь попытались остановить работы, направив Дарию просьбу, чтобы он издал об этом указ (Езд. 5:13-17). Однако когда Дарий повелел устроить поиски в царских хрониках в Ектабане, он обнаружил, что Кир разрешил иудеям восстановить храм (Езд. 6:1-5); поэтому он послал самарянам письмо, повелевая им дать иудеям возможность закончить свою работу и поддерживать их, как только можно (Езд. 6:6 -13).
Период работы Аггея
Деятельность Аггея состоит из четырёх пророческих высказываний, которые пророк произнёс приблизительно в течение четырёх месяцев. В этой книге даны четыре даты (если считать дату, которая указана в 1:15, то пять):
1. Второй год (Дария I) / шестой месяц / первый день месяца (т.е., 2/6/1) – 1 августа 520 года до Р.Х. – 1:1).
2. 2/7/21 – 21 октября 520 года до Р.Х. – 2:1).
3. 2/9/24 – 24 декабря 520 года до Р.Х. – 2:10).
4. 2/9/24 – 24 декабря 520 года до Р.Х. – 2:20).
Таким образом, четыре предсказания даны в следующих главах: (1) глава 1; (2) 2:1-9; (3) 2:10-19; (4) 2:20-23. Из Книги Ездры ясно, что работа Аггея была гораздо более значительной, чем только эти предсказания, но именно эта часть сохранилась для нас под руководством Божиим в качестве богодухновенного Писания. Авторы Библии избрали тот материал, который надо было включить в канон, из гораздо бо́льшего объёма информации и учения (ср. Лк. 1:1-4; Ин. 20:30-31; 21:25).
По каким причинам прекратились работы над храмом
Аггей укоряет иудеев за остановку работы в храме, потому что ни одна причина, которую они называли, не имела отношения к мотивации или проявлению доверия к Господу. Народ говорил: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень» (1:2). Вот по каким причинам они остановили работу: (а) Они боялись самарян (2:4-5). Им следовало бы верить, что Бог будет с ними и защитит их от врагов точно так же, как он сделал, когда вывел их из Египта. Но вместо этого они боялись и поэтому ничего не делали. (б) Их больше волновали их собственные интересы, чем выполнение Господней работы. Они нашли много времени, чтобы построить свои дома, но совсем не могли найти времени на восстановление храма. Аггей восклицает: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (1:4). И вновь: «Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому». (1:9). Они также тратили много времени на то, чтобы заработать деньги на приобретение многих материальных вещей (1:6). История доказывает, что у человека обычно бывает много времени на то, что он действительно хочет делать. (в) Вскоре у них появилась привычка откладывать всё на потом. Когда иудеи впервые остановили работу над храмом, возможно, у многих из них появилось чувство вины. Но по мере того, как шли недели, месяцы и годы, им становилось всё легче и легче пренебрегать тем, чего от них в то время хотел Бог. Шестнадцатью годами позже, когда начали проповедовать Аггей и Захария, очевидно, всё еврейское сообщество решило, что восстановление храма может подождать. (г) Они жадничали по поводу своей собственности. Да, конечно, персидские власти вложили средства в этот план (Езд. 6:4). Но Кир также наставлял иудеев вкладывать в эту работу и свои собственные добровольные пожертвования (Езд. 1:4). Они это делали очень нерешительно, поэтому Господь заявляет, что Он «потрясёт все народы», чтобы их сокровища также были использованы для храма, и было собрано достаточно средств для завершения этой задачи (2:7). Затем он напоминает народу: «Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф» (2:8). В конечном счёте, все блага принадлежат Богу, и Он способен проследить за тем, чтобы были исполнены все добрые дела. (д) У иудеев не было ощущения, что работа по восстановлению храма была достаточно важной и требовала от них серьёзных усилий. Когда они рассуждали о красоте и великолепии храма Соломона, они пришли к выводу, что восстановленный ими храм будет гораздо хуже. Аггей говорит: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» (2:3). Но Бог не смотрит так, как человек. Даже если второй храм может оказаться менее величественным, чем Соломонов, всё равно в глазах Божиих он будет великолепнее из-за того, что было важно его восстановить, и какие трудности пришлось преодолеть строителям для завершения работы – эти вопросы не возникали, когда впервые строили храм Соломона. Поэтому Бог заявляет: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» (2:9). Принципы, которые Аггей показывает в этих упрёках, имеют прямое отношение к позиции и работе народа Божьего в современности.
Отношение Бога к равнодушию
Важно понять, как Бог обращался со Своим народом, когда они пренебрегали Его делами ради собственных интересов. (1) Он срывал их планы по работе для себя самих, а затем призывал поразмышлять о результатах своих трудов. Четыре раза Он говорит: «Обратите сердце ваше на пути ваши» (1:5, 7; 2:15-16, 18) – а пути их не были достойными. Он говорит: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (1:6). И вновь: «Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь» (2:15-17; см. также 1:10-11). (2) Теперь Он призывает их пойти по другому пути: «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (1:8). Или, иначе говоря: «Будьте мужественны… работайте»; и при этом Он даёт им мотивацию и обещание: «Ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф» (2:4; ср. 1:13). (3) И Господь заверяет их, что, если они будут так поступать, он превратит их неудачи в успехи, их проклятия – в благословения: «От сего дня Я благословлю их» (2:19). Он избрал Зоровавеля руководить людьми в деле восстановления храма, и Он будет пребывать с Зоровавелем, несмотря на угрозу более сильных народов уничтожить его труд (2:20-23).
Лидеры и народ отвечают
Князь Зоровавель, священник Иисус и иудеи в Иерусалиме положительно отвечают на послание Аггея. (1) Они убоялись Господа (1:12). Это не означает, что они были в страхе, или им было неприятно Его присутствие, но они, скорее, благоговейно почитали Его (см. Мал. 1:6), преклонялись перед Ним, проявляли к Нему высочайшее уважение (ср. Пс. 21:24; 102:13; Евр. 5:7). (2) Господь возбудил их дух (1:14). Другими словами, воззвание Бога через пророка Аггея вновь разожгло огонь, который в них был, когда они шестнадцать лет назад вернулись из плена восстанавливать храм и правильное поклонение Господу. (3) Они повинуются голосу Бога, говорящего словами Аггея (1:12). Вместо того, чтобы продолжать следовать своей воле, они всецело подчиняются воле Божией. (4) Они работают над восстановлением храма (1:14), и через четыре года (516 г. до Р.Х.) они завершают работу и с радостью освящают дом Божий (Езд. 6:14-22). (5) Они отказываются позволить самарянам принять участие в этой работе. Хотя они не могли передать свою святость другим, они, конечно, могли осквернить себя, позволяя другим (в данном случае, самарянам) работать вместе с ними в религиозных делах, которые предписаны только для верного народа Божьего (2:10-14).
#СБШ #Пророки #История
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев