Те, кто хоть раз соприкоснулись с магией искусства Ниязи, навсегда
становились его преданными поклонниками. Его изумительные руки, как две птицы, гибкие, необыкновенно пластичные, чуткие, взмывающие над
оркестром, то повелевающие, приказывающие, страстные, волевым движением
направляющие весь огромный массив звуков в нужное русло, то нежно
подрагивающие, как бы поющие о чем-то своем, затаенном, тихо и
доверительно рассказывающие слушателям прекрасные истории… Звуки музыки,
великой музыки и гениальный дирижер, ведущий свой непростой диалог с
композитором и залом…
Ниязи… Это имя в истории азербайджанского музыкального искусства
знаменует целую эпоху. Если бы звезда Ниязи в силу каких-то
обстоятельств не появилась на небосклоне азербайджанской музыки в очень
важный переломный момент, то, возможно история азербайджанского
симфонизма сложилась бы иначе.
Композитор Ариф Меликов вспоминает:
Часто за пределами республики можно услышать слова: «Вы, азербайджанские
композиторы, счастливые - у вас был такой дирижер, как Ниязи». Это
действительно так. Трудно переоценить значение Ниязи для музыкальной
культуры Азербайджана».
Авторитет Ниязи в мире музыки был огромен и непререкаем. Об этом говорят
многочисленные восторженные отзывы коллег, известных музыкантов.
Искусством Ниязи восхищался выдающийся советский дирижер Евгений Федорович Светланов:
«Азербайджанская симфоническая музыка многим обязана
дирижеру Ниязи, который не только замечательно исполнял ее и создавал
традиции интерпретации этой музыки, подхваченные другими дирижерами, но
он и стимулировал создание многих сочинений.
Ниязи чутко относился ко всему новому, что только появлялось в
музыке. Возраст, положение, известность автора не имели для него
никакого значения. Это мог быть и студент - и он с такой же
заинтересованностью относился к его музыке. Если он находил,что она
талантлива, то исполнял, записывал и пропагандировал ее. Перечислить эти
сочинения просто невозможно – это, можно сказать,вся азербайджанская
музыка.
Не могу не отдать должное виртуозной технике его дирижирования.
Вероятно, он родился с ней, потому что научить этому просто невозможно.
Его техника была всецело подчинена музыке: никаких заученных поз и
движений, никаких штампов. Каждый раз звучащая музыка как бы диктовала
внешний рисунок его жестов. И поэтому их арсенал был поистине
неисчерпаем, ибо неисчерпаема музыка, к которой он обращался.
У каждого крупного художника, деятеля искусства есть высшая цель,
центральная задача, которой он посвящает жизнь и служит верою и правдою.
Вот такой целью, такой задачей для Ниязи являлось служение
азербайджанскому музыкальному искусству. Все содеянное им на его благо
не забудется никогда!»
Поистине к этим словам невозможно что-либо добавить, настолько
всеобъемлюще они характеризуют личность и творческий подвиг Ниязи во имя
расцвета родной азербайджанской музыки. https://www.youtube.com/watch?v=n2Qae0Fsjfw
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев