В наши дни килт стал неотъемлемой частью шотландской культуры, неизменным атрибутом костюма настоящего хайлендера. Кроме того, килт является показателем статуса: цвета́ тарта́на (собственно, клетчатого узора) указывают принадлежность к одному из кланов. Все тартаны четко регламентированы в специальном перечне, составленном Национальным Архивом Шотландии. Кстати говоря, за ношение «не положенных» по статусу цветов или цветов не своего клана могут серьезно взыскать по хребтине. У королевской семьи есть несколько личных тартанов, носить которые могут лишь члены королевского дома, а также узнаваемый красный тартан Royal Stewart, который официально может носить только Королева и некоторые гвардейские части Армии Её Величества. Но в последние годы из-за своей популярности он получил более широкое распространение.
Многие могут подумать, что столь внимательное и бережное отношение к килтам и тартанам связано с многовековой историей данного предмета одежды, берущей свое начало с формированием клановой структуры Шотландии в XI-XII веках. И даже сами шотландцы обязательно расскажут тебе, мой дорогой читатель, что лично Роберт Брюс носил килт, как и Уильям Уоллес – «Храброе Сердце» ведь все смотрели… Однако есть, как говорится, один нюанс. Для того, чтобы кто-либо из них носил килт, им нужно было жить примерно на три века позднее, так как в их время килт еще не носили. Так что отдельный привет костюмерам и историческим консультантам Мэла Гибсона.
Всё дело в том, что ни килт сам по себе, ни узор тартан никогда не были чисто шотландскими атрибутами, и уж тем более не были исключительно одеждой знати. Археологи находят тартаны по всей Европе: в Испании, Скандинавии, Карпатах и даже в Средней Азии. Сам же килт получил распространение в Шотландии только к середине XVI века. Первое письменное упоминание о килте принадлежит епископу Лесли, который в 1578 году так описывал одежды хайлендеров в письме Папе Римскому:
«Их одежды в первую очередь практичны (особенно для войны), а не красивы. Знать и простолюдины носят одинаковые накидки (однако знать предпочитает разноцветную ткань). Большой фрагмент ткани они оставляют свободно свисать сзади, но кутаются в него в случае непогоды».
Тут стоит упомянуть, что изначально под словом «килт» подразумевался кусок шерстяной ткани примерно 2 на 6 метров, который назывался плед (да-да, мой дорогой читатель, именно отсюда и пошло название столь незаменимого холодными зимними вечерами атрибута). Плед подпоясывался ремнем, а остаток ткани либо свисал сзади, либо перекидывался через плечо и фиксировался специальной застёжкой (фибулой). Килт в том виде, который большинство знает в наше время – это так называемый «прогулочный килт», появившийся лишь в конце XIX века.
Так как же получилось, что килт из простой походной одежды превратился в один из символов Шотландии и стал показателем знатности рода?
Ответ прост: Шотландии был нужен символ, нужна была культурная самобытность и самоидентификация, а после неудавшегося Второго Якобитского восстания и трагедии Каллодена этот символ нужен был как никогда раньше. В 1746 году был издан указ, согласно которому шотландцам запрещалось, помимо прочего, ношение любой традиционной одежды (в том числе и килтов, разумеется). И хотя этот указ действовал лишь 36 лет, он сильно изменил внешний вид Шотландии, а килт практически перестали носить. Все изменилось в 1822 году, когда сэру Вальтеру Скотту, являвшемуся настоящим идеологом шотландского культурного возрождения, поручили организовать путешествие короля Георга IV в Эдинбург. Это было первое посещение Шотландии царствующим монархом за почти 170 лет, и оно должно было повысить престиж короля и успокоить местное население, недовольное политикой, проводимой короной.
К приезду монарха подготовили пышное празднество: Королевская Миля (центральная улица Эдинбурга, ведущая в замок) была расчищена, а всех мужчин, как участвующих в церемонии встречи короля, так и простых зевак, обязали явиться в килтах. Даже для короля подготовили фамильный килт Стюартов (тот самый, который ныне Royal Stewart). По всему пути следования кортежа были расставлены лучшие волынщики Шотландии, игравшие национальные мелодии. От такого приема Георг IV пришел в необычайный восторг и, проникшись местной культурой и колоритом, в дальнейшем стал покровительствовать Шотландии, упрочнять культурные связи и развивать этот регион. Стоит отметить, что с началом индустриальной революции это принесло немалые прибыли короне, а также помогло превратить Шотландию в настоящую кузню Британии, где в дальнейшем была выкована та империя, которую мы знаем. Помимо положительного впечатления, произведенного на короля, шотландцы смогли показать всей Британии, насколько те заблуждались относительно них.
Так сэру Вальтеру Скотту удалось победить устоявшийся стереотип о «северных дикарях», превратив их, как по волшебству, в «благородных горцев». Именно с этим образом и стал ассоциироваться килт, получив всемирную известность как несомненно шотландский атрибут.
Изображения:
1) Король Георг IV в традиционном шотландском наряде во время визита в Эдинбург
2 и 3) Шотландская аристократия в клановых тартанах
#Старостин_catx2
#Заметка_catx2
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев