Часть первая: Шотландия на фронтах Тридцатилетней войны.
Начну с ответа на простой вопрос: а за что сражались шотландцы Тридцатилетней войне? Самый простой ответ: за веру, за царя за принцессу, за отечество за влияние и деньги.
Причём здесь вера? С 1534 года на островах на официальном уровне существовала своё течение христианства: англиканство. А одной из спорных тем Тридцатилетней войны было что? Правильно, религия: католицизм или протестантизм (англиканство, по идее, стоит причислять к протестантизму), Папа Римский или независимость. Так что борьба на стороне протестантского лагеря Франции, Швеции и Республики Соединённых провинций (называемого некоторыми историками в связи с религиозным единством против Папы «Кальвинистским интернационалом») была вполне логичным решением для многих шотландцев, кого волновали вопросы веры в начале XVII века.
Причём здесь принцесса? У короля Англии, Ирландии и Шотландии Якова VI & I (VI – от шотландской короны, I – от английской) была дочь. Имя у неё было Елизавета, фамилия, очевидно, Стюарт. Жизнь у неё была весёлой ещё с самого детства. В 9 лет её хотели посадить на трон организаторы Порохового заговора, направленного против её отца. Елизавета должна была стать марионеткой в руках заговорщиков и начать движение всей страны к католицизму. В 17 (1613 год) она вышла за Фридриха V, курфюрста Пфальцского. Фридрих, как вы помните, был в самом начале главным противником Священной Римской Империи, а в 1619 году даже получил титул Короля Чехии. Елизавета, соответственно, титул Королевы. И вот, на дворе 1620. К Праге идут войска империи, а Яков отказывается предоставить своей дочери военную помощь в виде объявления войны католикам. Вместо этого на континент по приказу Тайного совета Шотландии за подписью короля были отправлены лишь 50 тысяч шотландских солдат, но к тому моменту случилась битва на Белой горе, поставившая крест на всех амбициях Фридриха и Елизаветы. Так что шотландская армия делится на несколько частей, которые разъезжаются по северо-западной Европе в Республику Соединённых провинций, Швецию, Данию и Францию. В первой к тому времени уже долгое время имелись постоянные Шотландские бригады. Из самых заметных уроженцев Шотландии на службе в этих странах: фельдмаршал Швеции Александр Лесли (захват острова Рюген, битва при Лютцене, битва при Виттштоке), организовавший в 1631 полноценные английские и шотландские части в шведской армии, и маршал Франции Джон Хепбёрн (битва при Брейтенфельде (ещё в годы службы у Густава II Адольфа), осада Саверне), чей полк стал основой для формирования современного Шотландского полка Британской армии.
Елизавета, кстати говоря, всю оставшуюся войну провела в Гааге, а Фридрих V скончался от инфекции в 1632 на пути из Швеции в Гаагу.
А что же тогда влияние и деньги? Первое – самое простое. Если сможешь вернуться домой в относительно целом состоянии и с парой орденов, то ты получаешь огромное уважение ото всех окружающих до конца своей жизни. Без орденов, конечно, труднее, но тоже очень хорошо. А вот деньги делают нашу жизнь значительно интереснее и заставляют рисковать всем в жизни. Из-за них шотландцы воевали почти за все стороны в Тридцатилетней войне: Священная Римская Империя, Саксония, Пфальц, Республика Соединённых провинций, Дания, Швеция, Франция, Россия, Испания, Польша. Я не смог найти подтверждений только для ряда германских княжеств, выступавших на стороне протестантов.
Приведу пример. Есть в Шотландии такой интересный клан, как клан Лесли (почему-то в отечественной историографии периодически их пишут как Лезли). К нему в моём рассказе относится уже упомянутый выше шведский фельдмаршал, а также ещё двое: Уолтер (Вальтер) и ещё один Александр. О Уолтере я расскажу сейчас, об Александре во второй части.
О Уолтере. Для него участие в Тридцатилетней войне началось так же как и для многих других шотландцев: в 1624 на корабле он был доставлен через Северное море в Республику Соединённых провинций. До 1630 он честно служил в армиях Дании и Швеции, а вот потом он совершил решение, которое перевернуло его жизнь: Уолтер решил перейти к имперцам. Там он попал под командование Альбрехта Валленштейна и нашёл друзей в соотечественнике Джоне Гордоне и ирландце Уолтере Батлере. До конца 1633 всё шло вполне неплохо, но к декабрю того же года у ряда высокопоставленных людей в Империи возникло желание убрать Альбрехта. На роль исполнителей как раз подошла наша троица, поскольку они долгое время служили при Валленштейне. План был очень кроваво и достаточно успешно осуществлён 24 февраля 1634 года, а доставившего первым новость о смерти генералиссимуса в Вену Лесли наградили целым замком в Нове-Место-над-Метуйи и имперской золотой цепью.
Как итог, можно сказать, что дух шотландцев, очень жаждущий подвигов, сделал огромный вклад в Тридцатилетнюю войну, хотя сама страна де-юре объявляла войну лишь Испании (1625-1630) и Франции (1627-1629). Так что можно поискать следы островных горцев и в других вооружённых конфликтах всех эпох. Там точно найдётся что-то интересное.
#Заметка_catx2
#Лебедев_catx2
#ТридцатилетняяВойна_catx2
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев