Обсуждаемые темы

Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий сегодня в 07:59
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий вчера в 13:26

Книга о том, как ковалась Великая Победа. И эта книга восхищала Нобелевского лауреата Ивана Бунина

В годы своей эмиграции во Франции Иван Бунин пристально наблюдал за всеми книгами, издававшимися в СССР. Будучи последним русским классиком, блестящим прозаиком, следившим за чистотой языка, и, наверное, самым строгим цензором всего XX века, Бунин яростно критиковал все книги, которые выходили в печать.
Горячо переживавший за советскую армию в военное лихолетье, писатель, конечно, не мог не высказаться об одном из основополагающих произведений на тему Великой Отечественной войны - поэме Александра Твардовского "Василий Тёркин".
Нобелевский лауреат Бунин дал, пожалуй, исчерпывающую характеристику как самого "Тёркина", так и его автора:
"Совершенно восхищён талантом Твардовского. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова! Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнёт повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за одного "Тёркина"".
Иван Алексеевич особенно выделял в книге отдельные моменты, внимательно читал, перечитывал. Будучи выходцем "из народа", написавшим десятки произведений о русских крестьянах, Бунин прекрасно знал истинно народный язык, перешедший теперь и в солдатскую жизнь.
"Удивительная книга, а наши поэты её не почувствуют, не поймут. Да и откуда им знать? Разве они переживали что-либо подобное! Ведь они ни народа, ни солдатской речи не слышат. У них ослиное ухо. О русской жизни не знают и знать не хотят, замкнуты в своём мире, питаются друг другом и сами собою. Вот вы услышите, скажут: ну, что такое Твардовский. Да это частушка, нечто вроде солдатского раешника. А ведь его книга - настоящая поэзия и редкая удача", - утверждал Бунин.
Книга "Василий Тёркин" писалась, когда Великая Отечественная война уже гремела вовсю. В годы войны поэт Твардовский был фронтовым корреспондентом, поэтому его произведения можно назвать самой настоящей хроникой. Главный герой - вымышленный персонаж Василий Тёркин, рядовой пехотинец, который воплотил в себе собирательный образ солдата - одного из миллионов, чья мирная жизнь была прервана войной. Поэма до сих пор остаётся одним из популярнейших произведений о войне.
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий вчера в 12:07

ПОД ОКНОМ БРОДИЛА И СКУЧАЛА...

Под окном бродила и скучала,
Подходила, горестно молчала…
А ведь я и сам был рад
Положить перо покорно,
Выскочить в окно проворно,
Увести тебя в весенний сад...
Там однажды я тебе признался, -
Плача и смеясь, пообещался:
"Если встретимся в саду в раю,
На какой-нибудь дорожке,
Поклонюсь тебе я в ножки
За любовь мою".
1938 г.
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 9 мая в 21:24

Из дневников Ивана Бунина.

80 лет назад, ночь с 8 на 9 мая 1944 года, Франция
"Час ночи. Встал из-за стола - осталось дописать несколько строк "Чистого понедельника".
Погасил свет, открыл окно проветрить комнату - ни малейшего движения воздуха; полнолуние, ночь неяркая, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте неясный розоватый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щёлкание первых соловьёв...
Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и в работе!"
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 8 мая в 21:06
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 7 мая в 12:01
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 8 мая в 06:07
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 6 мая в 19:46
12:58
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 6 мая в 10:53

КНИГА

Лёжа на гумне в омёте, долго читал - и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?
Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака - всё жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, - главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, - особенно к югу, - ещё светлые, красивые, а к западу, за деревней, за её лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далёким полевым дождём. В саду поёт одна иволга.
По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим чернозёмом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.
- На своей девочке куст жасмину посадил! - бодро говорит он. - Доброго здоровья. Всё читаете, всё книжки выдумываете?
Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.
В саду поёт иволга. Всё прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поёт - не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба? А может быть, это усадьба живёт для её флейтового пения?
"На своей девочке куст жасмину посадил". А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, - для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.
"Всё читаете, всё книжки выдумываете". А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука - вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!
Иван Алексеевич Бунин
последний комментарий 5 мая в 17:02

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ОПЯТЬ С ЗАРЁЮ...

Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.
Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;
Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
1896 г.
Показать ещё