Справка: В рамках помощи в 1941 году в Синьцзяне был построен советский авиационный завод, просуществовавший до 1944 года. Его охраной с февраля 1941 года занимался 171-й отдельный батальон войск НКВД, одетый в белогвардейскую форму. Военнослужащие носили погоны, введенные в Красной Армии только в 1943 году, и имели старорежимные воинские звания.
Протяженность границы Синьцзяна с СССР составляет более 2 тысяч километров и находился он рядом с глубинными районами СССР, такими как Казахстан, Западная Сибирь и Урал, где с началом индустриализации стали создавать горнодобывающие, металлургические и оборонные предприятия. Поэтому Советский Союз был заинтересован в лояльном ему режиме в Синьцзяне. СССР оказался перед выбором - поддержать национально-освободительные движения, часто выступавшие под прокоммунистическими лозунгами, или способствовать сохранению феодально-милитаристского режима.
К событиям в Синьцзяне проявляли интерес Великобритания, Япония и даже Турция, но для реального вмешательства в дела этой китайской провинции у них не было возможности. У англичан хватало забот и без Синьцзяна. В войсках уйгуров и дунган было несколько военных инструкторов из Японии и Турции, но Япония была занята оккупацией Маньчжурии, планировала захват Восточного Китая. Синьцзян для Японии был второстепенной целью, на которую она не могла разбрасывать силы. Ресурсы Турции были ограничены и вероятно отправка нескольких инструкторов было максимумом ее возможностей вмешательства в дела Синьцзяня.
Осенью 33-го года в Синьцзянь вступило странное формирование. Эти люди были обмундированы в униформу русской императорской армии, имели на вооружении последнее слово тогдашней техники, танки БТ-5 и легкие бомбардировщики (бипланы Р-5). Называлось это объединение Алтайская добровольческая армия.
Естественно, что эти «алтайские добровольцы» на самом деле были вполне очевидные советские войска. Семитысячный контингент включал два полка РККА и два полка ОГПУ. Для маскировки вмешательства СССР в конфликт им присвоили экзотическое название и одели в старые мундиры с погонами (в Красной Армии до 1943 года погоны не носили). Мало того. Чтобы совсем никто не догадался, алтайские добровольцы использовали дореволюционную систему званий. Господин штабс-капитан ОГПУ и товарищ поручик РККА – звучит как анекдот, но это было реальностью.
Китайский чиновник, присутствовавший при штурме повстанцами Урумчи, оставил такое описание:
«Артиллерийские залпы сотрясали окна. Мусульмане подошли к самым воротам. Единственной надеждой оставалась стойкая, пропитанная водкой когорта из 300 белогвардейцев».
Не знаю насчет водки, но с пулеметами и артиллерией эти триста белых спартанцев обращаться умели даже нагруженные огненной водой. «Стойкая когорта» с эффективностью газонокосилки за два дня штурма опустошила ряды атакующих, Урумчи сильно пострадал, но остался в руках русских и китайцев.
В апреле 1934 года большинство подразделений Красной Армии вернулось на родину. Остался кавалерийский полк, усиленный бронемашинами и артиллерией, численностью около тысячи человек и белогвардейские подразделения. Советские кавалеристы по-прежнему были одеты в белогвардейскую форму. Также остались несколько десятков советских советников.
Справка: СССР в Синьцзяне удержал на своих штыках феодально-милитаристскую клику. Ему принадлежит главная роль в подавлении национально-освободительного движения народов этой китайской провинции. Советский Союз сотрудничал с вчерашними смертельными врагами, белогвардейцами, финансировал их отряды и снабжал оружием. Все это было нужно для интересов страны. Когда действия вступили в противоречие с идеологическими декларациями, принимались меры для их маскировки. Идеи мировой революции были положены под сукно. Идеология не мешала жестко отстаивать национальные интересы страны.
С 1931 года Маньчжурия была в руках японцев и на маньчжуро-советской границе сложилась напряженная обстановка. В 1937 году после инцидента на мосту Марко Поло началась китайско-японская война. СССР придерживался политики «враг моего врага - мой друг» и начал оказывать военную помощь Китаю. Он поставлял китайской армии оружие, направлял военных советников и летчиков, которые сражались с японцами.
В этих условиях Синьцзян был единственной связующей СССР и Китай нитью. Контроль над ним был жизненно необходим для оказания Китаю помощи. Кроме того, советское руководство совсем не радовали перспективы перехода под контроль японцев региона, примыкающего к жизненно важным экономическим центрам СССР.
У СССР были непростые отношения с Японией. Ей не забыли отнятые у России после войны 1904 - 1905 года Южный Сахалин и Порт-Артур, не забыли интервенцию на Дальнем Востоке.
21 июня 1937 года по указанию Наркомата Обороны в тайне начали создаваться две оперативные группы. Каждая из групп включала армейский полк, полк НКВД и части усиления (горная батарея, роты саперов и связистов). Официально, войска отбыли на длительные учения в горных условиях. Но при этом красноармейцам приказали указывать в качестве обратного адреса место постоянной дислокации. А 4 июля было приказано переодеть красноармейцев в обмундирование «особого заказа» и стереть клейма на кожаных предметах.
Справка: Документы о действиях советских войск в августе – ноябре 1937 года в Синьцзяне пока не опубликованы, поэтому приходится основываться на косвенных данных. Вероятно, они перешли китайскую границу в августе. 1 сентября правительственные войска Синьцзяна, в составе которых вероятно находились советские подразделения, при поддержке советской авиации перешли в наступление против 36-й дунганской дивизии. К 10 сентября 1937 года основные силы 36-й дивизии были разгромлены. 19 октября были уничтожены последние регулярные подразделения дунган и был занят Хотан. Советские войска участвовали в ликвидации остатков мятежников до января 1938 года, когда начался их вывод.
Советские войска не были выведены полностью. В Хами был оставлен пограничный полк, усиленный авиаэскадрильей и ротой танков БТ, для контроля над дорогой Хоргос-Урумчи-Хами-Ланьчжоу по которой шла помощь Китаю. Законное правительство Китая под руководством Чан-Кай-Ши не любило коммунистов и с тревогой относиться к усилению позиций СССР в Синьцзяне, но было вынуждено смириться с ситуацией, т.к. основную помощь оружием, боевой техникой, советниками и инструкторами в войне с Японией оказывал Китаю Советский Союз.
СССР был вынужден на протяжении всей войны держать в этом регионе крупную войсковую группировку, размер которой в разные периоды варьировал. На границе до 1945 г. находилась Квантунская армия, в составе которой находилось до 1 млн. военнослужащих. Местное население также готовилось к обороне: мужчины были мобилизованы в армию, женщины и подростки изучали методы ПВО. Вокруг стратегически важных объектов строились укрепления.
Комментарии 1
"В учебниках по истории очень мало уделено по часам тому периоду, который вошел в историю как Великая Отечественная война, как основная часть одной из самых страшнейших войн в истории человечества", - сказала Васильева.