История одной монеты из коллекции
Для меня эта история началась в один из солнечных (чем особенно богата башкирская земля на период летних каникул) дней 1976 года. В перерывах между игрой в футбол, расположившись в тени вытянувшихся вдоль поля (участок земли обрамленное по периметру речкой, дорогой, возвышенностью и смешанным лесом.) сосен я, копаясь в земле, где по приданию, когда-то был найден клад, обнаружил несколько монет…
Разглядывая на ладони серебряные пластины в форме круга с неровными краями размером в двухкопеечную монету СССР и надписями на арабском языке, я дал себе обет узнать историю этих монет.
Я начал собирать и изучать материалы о монетах того периода. Встречался и консультировался со специалистами...
Для учительницы Аксаковской средней школы №41 Рашиды Юсуповой эта история началась в далеком 1964 году. Тогда солнечным днем у деревни Брик Алга ученики были заняты на плановом мероприятии - лесопасадка. От их веселых голосов, карканья ворон и шума работающего двигателя мелко рябило поверхность речной воды. Трактор тянул плуг и, выворачивал пласты дерна, образовывая на зеленом ландшафте черные канавы. Школьники, следуя босиком по борозде, высаживали сосенки. Вдруг отполированный лемех вырвал из земли горшок и поволок за собой. Из образовавшегося на глиняном боку отверстия на горячую плоть чернозема рассыпались серебряные семена… Так началась история крупнейшего клада золотоордынских монет, названного в последствии Брик-Алгинским…
По утверждению ведущего специалиста по арабским монетам Г. А. Федорова-Давыдова, клад насчитывал около тысячи монет, отчеканенных в период с 1310 по 1365 год. Ценность клада для историков была огромна, но в наше время известна судьба лишь части монет. 159 из них хранятся в фондах Башкирского Национального музея, около трехсот было передано в музей Аксаковской средней школы, где какой-то «умелец» переплавил их в проволоку…
В настоящее время в моей коллекции сохранилась лишь одна монета и, сверяя ее с изображениями монет того периода на каталогах, я пришел к выводу, что она чеканена от имени хана Токты, сумевшего провести в Орде денежную реформу…
О том, кто закопал этот клад, мы вряд ли узнаем. Но нас больше интересуют сами монеты – свидетели далекого прошлого. Они «видели» бурные события четырнадцатого века, последнего века Золотой Орды.
Целая серия монет принадлежит чекану хана Узбека (1312-1342). Тридцатилетнее правление Узбека принадлежит к числу лучших эпох золотоордынского государства, обширные владения которого охватывали русские удельные княжества, Крым, Урал, Поволжье, Хорезм, часть Кавказа и казахстанских степей. Хан Узбек был в родственных связях с Москвой, Египтом и Константинополем. Арабский путешественник Ибн-Батута восхищался богатством и порядком в полукочевой державе Узбека. Воспитанный ревностным мусульманином, Узбек жаловал грамотность, что способствовало распространению его авторитета в мусульманском мире.
Монеты Узбека чеканились во всех его городах, где были монетные дворы. Чеканка была свободной, то есть любой человек имевший запас серебра в виде слитков, мог заказать на монетном дворе необходимое количество монет.
В Троицкой летописи сообщается «…умре царь Озбек, а Чанибек бысть царь и убил брата своего меньшого Хидербека. В лето 6850 (1342) царь Чанибек брата большого Тиньбека убил, а сам седее на царствии». Вступив на престол путем братоубийства, Джанибек показал себя весьма распорядительным повелителем. Так же, как и его отец, он покровительствовал книжникам; и не только мусульманские, но и русские летописцы хвалили его: «…бе же сей царь Чанибек Азбекович добр зело к христианству, много льготу сотвори земле русской».(Никольская летопись).
После смерти хана Джанибека в 1357 году, как свидетельствуют русские летописи, «бысть в Орде смута велика». Смуты эти продолжались вплоть до правления хана Токтамыша. Так, в 1359-1363 годах, всего за четыре года, в кровопролитных столкновениях сменились десять ханов. Среди них были и Бирдибек, Кульна, Науруз, Хызр, Тимур-Ходжа, Кильдибек и Мюрид, чьи имена встречены на монетах Брик-Алгинского клада. Некоторые из них правили столь короткое время, что имена их известны только по монетам.
Последний из ханов, чьи монеты вошли в состав клада, Азиз-Шейх, начал править в Гюлистане. В дальнейшем ему удалось стать ханом в Сарае ал-Джедид, о чем свидетельствуют монеты, но он недолго правил в стольном граде. В 768 году хиджры (1366/1367 гг.) Азиз-Шейх разделил судьбу ордынских царевичей, потерявших трон. Он был убит в результате заговоров.
Шестьсот лет монеты Брик-Алгинского клада ждали своего часа. Лишь в наши дни эти немые свидетели великой смуты вернулись из небытия, чтобы поведать миру о последнем, кровавом столетии Золотой Орды…
Еще будучи студентом я решил снять документальный фильм о Брик-Алгинском кладе. Написал сценарий и обратился за помощью к Генеральному директору национального музея РБ Ильдару Акбулатову. Заочно я был с ним знаком – у меня хранились вырезки из республиканских газет с его статьями о Брик-Алгинском кладе. Выслушав меня он сказал, что там больше ничего нет. Узнав в каком году он в последний раз посетил места обнаружения Брик-Алгинского клада я показал ему свою монету, которая была найдена позже той даты, когда было принято решение «Там ничего нет». С любопытством, разглядывая монету, он достал из сейфа 159 монет из знаменитого клада и рядом с ними положил монету найденную мною.
Приглашая меня оценить натюрморт, созданный экспромтом он заявил: «Когда-то, они вот так лежали вместе в глиняном горшке. Для ровного счета ты должен мне ее подарить». Разумеется, на его отказ помощь мне в съемках фильма я ответил отказом. На прощание он предупредил, что бы я ни проводил там раскопки…
Если бы я хотел разбогатеть я бы взял в руки лопату, а не разглагольствовал бы о своих планах по всему свету… Тогда я решил обратиться к своим бывшим землякам – Брик-алгинцам. Председатель Сельского Совета Риналь Юсупов, сын той самой учительницы, которая обнаружила клад, выслушав меня ответил – денег нет. По его совету я обратился за помощью к главе администрации Белебеевского района Шамилю Галимову – денег нет…
Я не хочу сказать, что мы топчем историю – под нашими ногами тайна. А культура всегда создавалась на деньги, которых нет. Сегодня многие утверждают, что прожить можно и без культуры. Согласен. Живут же калеки…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев