Росздравнадзор региона поддержал доводы общественной организации и признал нарушением закона необеспечение лекарством без инвалидности. https://vk.com/wall-33877986_159561 . Позднее пациентка сообщила о победе в суде по обеспечению биопрепаратом без инвалидности. https://vk.com/wall-33877986_160152 Наконец, полный текст решения опубликован и мы вместе с пациенткой рады поделиться им с Вами. Пользуйтесь, боритесь за право на Ваше здоровье!
Решение
Именем Российской Федерации
18 сентября 2019 года г.Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой О.А.,
с участием помощника Суздальского межрайонного прокурора Богдановой П.С.,
при секретаре Кулистовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суздальского межрайонного прокурора, действующего в интересах <данные изъяты>, к ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
Суздальский межрайонный прокурор, действуя в интересах <данные изъяты>, обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты> (<данные изъяты>) в назначенном объеме и до момента отмены данного препарата за счет бюджета Владимирской области. В обоснование иска указано следующее. Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению <данные изъяты> о необеспечении лекарственным препаратом. Проверкой установлено, что <данные изъяты> страдает заболеванием - <данные изъяты>. Ей назначена <данные изъяты> терапия препаратом <данные изъяты> (<данные изъяты>), потребность в терапии <данные изъяты>. Как следует из объяснения <данные изъяты>, с января 2019 г. она обеспечивалась указанным лекарственным препаратом на 9 процедур, начиная с 10.01.2019г. по 02.05.2019г., последний раз 16.05.2019г. по рецепту, который должен быть обеспечен в апреле текущего года. С 16.05.2019г. данным препаратом она не обеспечена, однако рецепты ей выписаны. В настоящее время три рецепта находятся в аптеке. Начиная с 16.05.2019г. по 18.07.2019г. <данные изъяты> не обеспечена лекарственным препаратом на 5 процедур, то есть перерыв бесплатного отпуска лекарственного препарата составил 70 дней, в то время как ей требуется получение 1 упаковки на два приема каждые четыре недели. Самостоятельно приобрести указанный препарат <данные изъяты> не имеет финансовой возможности, поскольку он является дорогостоящим, его цена составляет от 65 000 до 80 000 рублей. Указанный лекарственный препарат является для <данные изъяты> жизненно необходимым и входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения в 2019г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018г. № 2738-р. Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению в суд с данным иском.
Помощник Суздальского межрайонного прокурора Богданова П.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Истец <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Указала, что лекарственным препаратом, который должен отпускается бесплатно по рецепту, она не обеспечена.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» Новожилова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что вина медицинского учреждения в не обеспечении <данные изъяты> лекарственным препаратом отсутствует. Пояснила, что имеет место дефицит субсидии на приобретение лекарственных средств. Больницей сделана заявка на лекарственные средства в необходимом размере, однако из 48 запрошенных единиц препарата было выделено только 2 единицы. С марта 2018г. финансирование отсутствует, своими средствами на приобретение лекарственного препарата ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» не располагает.
Ответчик Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, надлежащим образом извещавшееся судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, <данные изъяты>, *** года рождения, с 2017г. установлен диагноз <данные изъяты>, что подтверждается заключениями врача-<данные изъяты>. <данные изъяты> назначена <данные изъяты> терапия препаратом <данные изъяты> (<данные изъяты>) 40 мг подкожно 1 раз в 14 дней постоянно (л.д.19-33).
Статьей 39 Конституции Российской Федерации прусмотрены гарантии каждому на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии со ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018г. № 2738-р раствор для подкожного введения <данные изъяты> относится к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам для медицинского применения на 2019 год.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации Владимирской области от 12.12.2018г. № 904 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2019год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Разделом 3 данной программы предусмотрено, что медицинская помощь оказывается бесплатно гражданам, страдающим болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Лекарственный препарат <данные изъяты> в соответствии с данной программой включен в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей басплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Ревматоидный артрит относится к заболеваниям, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Перечень данных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела, <данные изъяты> не обеспечена необходимым ей лекарственным препаратом в достаточном количестве.
Согласно карте учета льготного отпуска лекарственных средств назначенный <данные изъяты> препарат <данные изъяты> (<данные изъяты>) был отпущен ей последний раз 16.05.2019г. в количестве 1 упаковки (л.д.14,34).
По факту не обеспечения <данные изъяты> лекарственным препаратом «<данные изъяты>» Территориальным органом Росздравнадзора по Владимирской области в отношении ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» является юридическим лицом - учреждением, основной целью деятельности которого является, том числе, обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях. ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Владимирской области.
Департамент здравоохранения администрации Владимирской области является органом исполнительной власти области (далее - Департамент), проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (постановление Губернатора Владимирской области от 27.01.2006 №43).
К полномочиям Департамента относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Оценив приведенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> в нарушение требований действующего законодательства не обеспечена жизненно важным для нее лекарственным препаратом в необходимом количестве.
Обстоятельства, указанные ответчиком об отсутствии достаточного финансирования для приобретения лекарственного препарата, требующегося <данные изъяты> по жизненным показаниям, не является юридически значимым обстоятельством, которое может повлиять на выводы суда об обоснованности заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Суздальского межрайонного прокурора.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор исходя из положений, закрепленных в пп.4 п.1 статьи 333.36, пп.4 п.1 статьи 333.35, пп.9,19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчиков ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница», Департамента здравоохранения администрации Владимирской области государственную пошлину в бюджет Суздальского района Владимирской области в сумме 6000 рублей в равных долях по 3000 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Суздальского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница», Департамент здравоохранения администрации Владимирской области обеспечивать <данные изъяты>, *** года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> (<данные изъяты>) в назначенном объеме и до момента отмены данного препарата, за счет средств бюджета Владимирской области.
Взыскать с ГБУЗ ВО «Суздальская районная больница» в доход бюджета муниципального образования Суздальский район государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в доход бюджета муниципального образования Суздальский район государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 года.
Председательствующий О.А.Кондратьева
p.s. в тексте документа, скорее всего, допущена опечатка. Вместо "ревматоидный артрит" должен быть "анкилозирующий спондилит". Но этот фактор не влияет на правильность применения судом норм законодательства.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев