А.С. Пушкин и Пикшень
Болдино и Пикшень издавна были дружескими сёлами, поэтому неудивительно, что Александр Сергеевич, посещая своё имение в Болдине не мог не оставить своё имя в истории Пикшени. Это мы узнаём из книги “Предания и песни Болдинской старины”¸1980.
О замужестве крепостной девушки
У Сергея Львовича Пушкина среди крестьян была девушка Аксинья. Она убирала вотчинную контору. В те дни, когда Александр Сергеевич жил в Болдине, она убирала и его кабинет, стирала с него бельё, всё приводила в порядок. В Болдине частенько хаживал конторщик соседней вотчины Аникеева Зот Авсеев Кочергин. Он приятельствовал с Петром Александровичем Киреевым и имел свидания с Аксиньей. Пришло время её сватать. Она согласие дала. Но ещё согласятся ли господа? В Александре Сергеевиче не сомневались. А вот что скажет Аникеев?
Кочергин получил разрешение барина Аникеева засватать Аксинью. При этом Аникеев написал Пушкину, что предлагает в обмен такую же девушку. Прочитав предложение Аникеева, Александр Сергеевич засмеялся и написал ответ: “Я не цыганин меняться людьми как лошадьми. Если есть у Аксюши любовное желание, я препятствовать не могу”.
Аникеев прочитал ответ Александра Сергеевича и очень обиделся: “пусть я останусь цыганином, но Александр Сергеевич бабий и мужицкий сплетник, ходит по селу, собирает всякие слухи”. А Аникеев, действительно, несколько крепостных семей из села знаменского выменял у помещика Беклемишева на лес.
Об этом замужестве Иван Васильевич Киреев не раз слышал от родственников Аксиньи. Она сама до самой смерти жила у своего внука в Арзинке, из Болдина ездили на её похороны.
Конторщик из села Пикшень, которым когда-то владел Аникеев, Семён Мартынов Батькин говаривал:
“Кочергин мне рассказывал, как он усватал себе невесту в Болдине. А ещё говорил, что Аникеев на Пушкина сильно озлобился и мог бы помешать свадьбе, но убоялся, что Александр Сергеевич напишет про него что-нибудь в насмешку и прочитает при других господах. Боялись помещики его писанины!”
Пушкин и пикшенские мордва
Эту историю рассказал тот же Семён Мартынович Батькин, старик из села Пикшень, доживший до глубокой старости, а потом подтвердил её учитель Иван Николаевич Туршатов.
Вот что произошло.
В один из осенних дней Александр Сергеевич проезжал по границе владений своего отца и барина Аникеева и увидел на лугу мордву, которая косила траву.
Александр Сергеевич подъехал к косцам, поздоровался, спросил:
- Вы что, мужики, в уме, - траву косите в октябре?
Мужики ответили:
- Спросите у барина: в уме ли мы. Мы как скот ломовой сколько ни наложат, вези, упрёков не говори, от барщины отпуск не проси.
- Ай да мордва, справедливы ваши слова! – сказал Пушкин, покачал головой и поехал к себе в Болдино.
Голодные годы
Во время сильного голода в Поволжье в 1892 году Владимир Галактионович Короленко открыл в Пикшени 3 бесплатных столовых. Находились они в центре села в частных домах у Бабакаева Фёдора Григорьевича, Барышникова Ивана и у Бритвань Кедьсэ (русское ФИО неизвестны).
Сам Владимир Галактионович останавливался в доме, где ранее проживала Доронина Любовь Алексеевна. Дом находился рядом с кладбищем, на берегу реки Эча. Сейчас на этом месте проходит автотрасса.
А вот как писатель сам рассказывает о встрече с жителями села Пикшень: “Как-то пришлось мне весной 1892 года составлять список в огромном мордовском селе Пикшени. На открытом воздухе собралась огромная толпа, вернее, две толпы, потому что в селе два общества. Молодой священник с некоторым опасением предупреждал меня, что сход будет беспокойный и бурный. Зимой он пробовал составлять списки беднейших и должен был прекратить: столько поднялось споров и зависти. Вдобавок у мордвы, по его мнению, гораздо меньше чувства достоинства и стыда, поэтому он ждал, что на мой призыв колыхнется сразу весь мир… Все это заставляло ожидать нового пралевского кошмара…
Но опасения эти рассеялись после первого приступа к работе. Вид у мордвы был спокойный. Речи разумные, ровные. Ежели так ссуду станут выдавать, как теперь… начал решительно один.
- Да теперь будет всё так, - сказал я на этот раз с убеждением, - сбавлять не станут.
- Так промаемся сами! Не пиши меня, не надо …
- И меня не пиши, - сказал следующий. - При этом пособии можем кормиться как-нибудь.
- Спасибо, теперь прибавили, - сказал третий. - Мимо меня иди, не надо!
Если попадались имена действительно нуждавшихся, то указания были замечательно единодушны.
- Батькина Авдотья, - читает священник по списку.
- Авдотья Петрович это … Старука. Его пиши. Слепой девка.
- Авдотья Петрович кормить надо.
И “Авдотья Петрович” вносится в список.
- Точно не эти люди! - с удивлением говорил мне священник, когда мы шли со схода, в какие-нибудь два-три часа покончив со списками в обоих обществах… - или уж вас они стыдятся? - прибавил он в раздумье…
Но я помнил, что в Пралевке меня не стыдились, и я понял, что именно изменило физиономию этой толпы. Это были: хлеб и надежда…
“Как, однако, просто, - думалось мне в этот день, - водворяется “спокойствие в уезде”… Это простое средство удобно ещё тем, что при нём нет надобности разыскивать “возмутителей” даже в среде сельского духовенства!… А ещё важнее, что оно устраняет копмары, и при нём бледнеют всякие, порой самые превратные толки, “яко же восток от лица огня”… Священником в то время работал Антон Митрофанович Миловский. Вскоре В.Г. Короленко с инспекцией посетил деревню Раксажон.
В 1892 году хлеб находился в общественных амбарах. В Осиновке их существовало несколько, наполненных зерном на случай голодных лет. Сюда зерно попадало от “общественной запашки”. Во многих сёлах жители отказывались участвовать в “общественных запашках”.
Амбары были установлены недалеко от моста, вдоль оврага, овражек располагался параллельно существующей автотрассы, на линии от речки Эча в направлении дома Камбаратова Василия Михайловича, около воды и на видном месте. В советское время из-за ненадобности они были разрушены.
По воспоминаниям Н.М.Подольского:
“1906 год в Нижегородской губернии был неурожайным годом. Неурожай охватил и Лукояновский уезд, где проживала наша семья. Население нашего села недоедало, а некоторые семьи просто голодали. После долгих хлопот моему отцу - священнику села Пикшень, в начале 1907 года удалось выхлопотать у общественных организаций открытия в нашем селе бесплатной столовой для беднейшего населения, в особенности для детей. Зимой столовые были открыты в нескольких пунктах села, где получали ежедневно обед дети беднейших родителей. Отец был назначен заведующим столовой и горячо принялся за это общественное мероприятие в тяжёлый для народа неурожайный год. В связи с новыми обязанностями, отцу приходилось выезжать из села, общаться с общественными организациями и отдельными прогрессивными людьми. Такое поведение отца пришлось не по вкусу как духовному начальству, так и блюстителям общественного порядка. Они начали "косо" смотреть на деятельность отца по оказанию помощи населению, и старались причинить отцу какие-либо неприятности.
В феврале 1906 года я приехал домой на масленичные каникулы. Дома всё как будто было благополучно, ничего не предвещало чего-то особенного, необычного... Однажды около двух часов ночи в наружную дверь дома послышался громкий стук, который разбудил почти всех живущих в доме. На стук вышел отец. На его вопрос кто там послышался ответ "отоприте - по делу". Оказалось, что прибыл наряд полиции во главе с Лукояновским исправником Вельпистовым, становым приставом и несколькими стражниками, а также двумя посторонними понятыми, случайно взятыми из приезжавших в лес крестьян соседних селений. Исправник объяснил отцу, что прибыл для производства обыска, предъявил соответствующий ордер на право производства обыска и сказал, что по имеющимся у них сведениям в доме отца хранится нелегальная литература. Обыск продолжался долго, около 3-х часов.
Перерыта была вся библиотека, шкафы, сундуки, просмотрены детские книги. Одна большая комната в доме на зиму закрывалась. По требованию полиции она была открыта, и в ней так же все было просмотрено. Между прочим, во время обыска произошел курьезный случай. Младший брат Борис, которому было около шести лет, имел детское ружье; своими постоянными забавами с этим ружьем он надоедал взрослым: матери и отцу. Однажды отец спрятал у брата это ружье и положил его в широкую кадушку с пшеном для столовой, которая стояла в сенях. Отец спрятал ружье в пшено. Во время обыска становой пристав, осматривая эту кадушку и ее содержимое, нашел это детское ружье и воскликнул: "ага вот оно, оружие", стоявший около него стражник сказал "ваше благородие ребячье", получился конфуз, так как найденное оружие оказалось детской игрушкой. Обыск не дал никаких результатов, нелегальной литературы, оружия, и вообще ничего предосудительного не было найдено.
О производстве обыска был составлен протокол, и полиция удалилась. Вопрос о производстве обыска у сельского священника, получил широкую огласку, как среди населения нашего села, так и окрестных сел. Население села выражало отцу сочувствие, и было довольно тем, что полиция ничего не нашла. Одновременно с этим, среди населения пошли слухи о том, что кто- то в селе осведомляет полицию о поведении и связях отца с населением, его знакомстве с передовыми людьми того времени. Весной в апреле месяце в помощь отцу, организацией, которая ведала открытием столовой, из Москвы был прислан специально заведующий столовой - Вознесенский Борис Дмитриевич, студент юридического факультета Московского университета. У отца установились с ним хорошие отношения. На жительство по рекомендации отца он поселился у учителя местной церковно-приходской школы Авдеева Александра Петровича, одинокого молодого человека. Как развертывались события в селе Пикшень, я расскажу несколько дальше, после моего возвращения в Пикшень летом 1907 года…
За время моего отсутствия (после пасхальных каникул и до приезда в начале июня месяца) произошли важные события как у нас в селе, так и в окрестных селах. Еще несколько ранее (в марте ) в большом селе Апраксене Сергаческого уезда крестьяне, доведенные полицией до озлобления убили и сожгли станового пристава. В кратце, дело обстояло так: в село приехал становой пристав. Крестьяне узнали о его приезде. Собралась толпа, пристав укрылся в помещении местной школы. Толпа крестьян подожгла школу. Пристав переоделся в женское платье и пытался выйти из школы. Его узнали, убили и мертвого бросили в огонь, где он сгорел. За это несколько крестьян села Апраксено были отданы под суд и осуждены на каторжные работы.
После событий 1905 года в России, губернаторам было предоставлено право издавать обязательные постановления, запрещающие устройство, без разрешения властей: собраний, сходок, произнесение речей, призывающих к неповиновению властям и т.д.. Виновные в нарушении этих постановлений, если они не влекли за собой судебного преследования, подвергались в административном порядке тюремному заключению сроком до трех месяцев или денежному штрафу. Губернаторы часто пользовались этим правом и тюрьмы заполнялись людьми, нарушившими эти постановления. Обычно по выходу из тюрьмы лица, состоявшие на службе в государственных учреждениях и общественных организациях, лишались прежней работы и оказывались безработные.
Эти постановления в 1907 году докатились и до нашей местности. Весной 1907 года в Болдине, за нарушение этого обязательного постановления были арестованы и посажены в тюрьму в городе Лукоянове: заведующий двуклассным училищем в селе Б.-Болдино Любаев Александр Иванович, уроженец села Пикшень наш хороший знакомый, Белавин Николай Иванович- офицер в отставке, и крестьянин Тютяев Алексей. Несколько позднее, за устройство нелегальных собраний, были арестованы и посажены в тюрьму на 3 месяца, опять же в административном порядке, т.е. без суда и следствия: заведующий столовой в селе Пикшень, студент Московского университета Вознесенский Борис Дмитриевич, и крестьяне села Пикшень - Святкин Федор Лаврентьевич и Святкин Николай Иванович. Вознесенский Б.Д. жил у учителя местной школы Авдеева Александра Петровича, который после окончания учебного года в школе уехал к себе на родину в село Васильева Слобода Болохнинского уезда.
В июне месяце 1907 года мы получили местную губернскую газету "Нижегородский листок" и читаем в отделе хроники, что губернатором за нарушение обязательных постановлений об устройстве собраний, священник села Пикшень, Подольский Михаил Александрович оштрафован на 300 рублей, а учитель Пикшенской школы, Авдеева Александра Петровича подвергнуть аресту на три месяца. Это было большим ударом, как для отца, так и для всей нашей семьи, еще не оправившейся от несчастия, случившегося со мной. Платить штраф в 300 рублей отец не мог, т.к. не имел таких денег и, кроме того, обычно лица, подвергнутые наказанию (арест, штраф), лишались работы. Возникал вопрос о возможности отстранения от должности священника, нашего отца, но это было не подвластно губернатору, а это мог сделать только архиерей по своему духовному ведомству. Вопрос этот пока оставался неопределенным. Через некоторое время отцу было предъявлено распоряжение губернатора об уплате штрафа в сумме 300 рублей. Отец от уплаты штрафа отказался, мотивируя это тем, что у него нет таких денег.
В связи с арестами и штрафами возник вопрос о том, что кто-то доносил полиции, кто-то осведомлял ее о тех лицах, которые подвергались преследованию и взысканиям. Оказалось, что провокатор и осведомитель жил рядом с нами, то есть был нашим соседом. Это был псаломщик или дьячок Знаменский Федор Иванович. Это был старик 60-70 лет, он был около 40 лет в Пикшени дьячком. В семье своей имел жену и дочь. Был человек очень суровый, свирепый и вспыльчивый. Отец относился к нему нормально, никаких недоразумений между ними не было, и то, что он впоследствии оказался доносчиком на отца, объяснить трудно. По-видимому, он за свою "работу" получал от полиции вознаграждение, а был он человек жадный особенно на деньги. Жил он в Пикшени давно - поступил туда, как только построили церковь, т.е. около 40 лет. Когда крестьяне в селе узнали о такой работе дьячка, они были возмущены его поступком и грозили ему отомстить, что в последствии и выполнили. У отца отношения с крестьянами были хорошие. Несмотря на некоторые недостатки его характера, его уважали, и он пользовался авторитетом среди прихожан.
Вместо арестованного студента Вознесенского, для заведования столовыми был прислан другой студент, который называл себя Протопоповым Клавдием Ивановичем. Приехал он в наше село в начале июня месяца и пробыл недолго, через месяц он уже уехал обратно. Жил и питался он у нас, это был по внешнему виду, высокий худощавый человек с черными слегка кудрявыми волосами. О себе он говорил очень мало. Попросил у отца разрешение, чтобы письма, которые будут приходить сюда, были адресованы не ему, Протопопову, а адресовались на имя отца, причем фамилия "Подольскому" будет подчеркнута двумя чертами. Отец разрешил это делать, письма с таким условным знаком приходили по почте и передавались настоящему адресату. В связи с этим, и тем, что Клавдий Иванович не говорил о том, откуда он приехал, где учится и т.д., у нас сложилось убеждение, что он живет здесь под вымышленной фамилией, и что в действительности он не то лицо, за которое себя выдает.
С крестьянами он близко не сходился, к ним не ходил и не приглашал их к себе, вел скромный образ жизни. В июле месяце он также быстро собрался и уехал от нас, не сказав, куда едет, а мы его тоже не расспрашивали об этом. После его отъезда столовые скоро закрылись, т.к. надобность в них миновала – поспел новый урожай. Летом отец с матерью как-то ездили в Лукоянов, специально для посещения в тюрьме заключенных :знакомых Любаева А.И., Белавина Н.И., Вознесенского Б.Д., Святкина Ф.Л., Святкина Н.И. и отвезли им "подкрепление" к их скудному тюремному пайку – банки консервов, оставшихся от запасов столовой.
Неопределенность в положении отца, в связи с наложением на него штрафа, тянулась до второй половины июля месяца. Около 20 июля через Благочинного (священника, назначенного архиереем для связи с церковными служителями) было передано распоряжение архиерея о том, что отцу штраф в 300 рублей, наложенный на него губернатором, заменяется ссылкой в Городетский мужской монастырь сроком на один месяц, куда он немедленно должен отправится для отбытия наказания. Между прочим, Благочинный, прислав распоряжение архиерея, на отдельной записке написал отцу следующее: "Мне, Михаил Александрович, за то, что на вас не донес, предложено подать в отставку".
В первых числах августа отец отправился к месту ссылки в Городецкий мужской монастырь, отбыл ссылку и в первых числах сентября возвратился обратно домой. Между тем, крестьяне открыто заявляли провокатору дьячку Знаменскому, чтобы он с семьей убирался из села Пикшень, и грозили расправится с ним, если он не уедет и останется жить здесь в Пикшени. К этому времени возвратились домой после отбытия наказания в тюрьме Любаев А.И., Святкин Ф.Л., Святкин Н.И, которые тоже считали дьячка Знаменского виновным в их осуждении. На полях в этот год был получен неплохой урожай. Дьячок имел около 9 га церковной земли, обрабатывал ее, и собирал урожай. Крестьяне пригрозили ему, что сожгут у него копны со сложенными снопами хлеба. Поэтому копны с хлебом дьячок сложил рядом (очень близко), около своего и нашего двора крытого соломой, в надежде на то, что в случае пожара сгорит и наш крытый соломой двор, а с ним вместе и наш дом. В ночь на 3 сентября 1907 года был совершен поджег копен с немолоченным хлебом дьячка. Сбежавшийся на пожар народ не помогал провокатору тушить огонь, люди лишь смотрели на пожар и предохраняли от загорания наш двор. Так сгорел урожай хлеба у дьячка. На другой день после пожара приехал домой отец, после месячной ссылки в монастырь. Через 2-е недели после пожара дьячок Знаменский перевелся в другое село в км 20 от нас. И быстро уехал с семьей из нашего села навсегда. Школьный учитель Авдеев Александр Петрович не возвратился на работу в наше село, он был уволен с работы, и после отбытия тюремного заключения устроился на работу табельщиком на одном из заводов в Балахнинском уезде…”
Вот так непросто проходила организация общественных столовых в селе Пикшень в начале XX века.
Православие на Пикшенской земле
C XVI века на территории мордвы начали воздвигаться православные храмы и монастыри. Поставлена задача перед ними: ускоренными темпами провести крещение мордвы, и не только мордвы, но и чувашей, татар, удмуртов, марийцев, т.е. все национальности, которые проживали в Поволжье, утвердить к христианской вере. Процесс носил порой ожесточенный характер. В 1656 году мордва убила архиепископа рязанского Мисаила, помощника патриарха Московского и Всея Руси Никона, после этого издавались указы царей о представлении в случае добровольного крещения льгот мордве. Было замечено до этого, что новокрещенная мордва “в христианской вере не тверда, в церкви божьи не приходит и отцов духовных у себя не имеет”.
В 1740 году в Казани была утверждена Контора новокрещенских дел, призванная ускорить христианизацию на территории, куда входит и наше село. По решению этой конторы повелевалось давать новообращенным льготы от податей на 3 года, освобождать их от рекрутской повинности, от работы на казенных заводах.
Применялись и другие методы, которые помогали в деле христианизации - это привлечение священников, знающих мордовский язык.
В указе 1740 года предусматривались процедуры крещения. Крестить должны были особые прототипы. Крестными отцами должны быть “старинные русские люди”. Предписывалось поощрять смешанные браки между русским и ново-крещённой мордвой. Для новокрещённых, согласно инструкции, должны быть воздвигнуты храмы, из расчёта один храм на каждые 250 дворов. Такого количества дворов Пикшень достигала только к концу XIX столетия. И ещё запрещалось давать новокрещённым прежние их языческие имена. Фамилии присваивались также русские по имени русских “крёстных отцов”, а те, которые упорствовали, с помощью вооруженных людей загонялись в реку или пруд, три раза их заставляли окунуться в воду, при выходе каждый должен подойти к присутствующему прототипу для “помазания миром”. Этот путь крещения был самым рациональным. В целях изоляции крещённых от “зловредного влияния” предписывалось поселять к ним русских. Не исключено, что эти 11 семейств из Орловской губернии и были поселены в Пикшени для исполнения царского Указа. В качестве кого - сейчас трудно определить, но по времени переселение соответствует времени крещения села Пикшень.
В храме при крещении имена детям давались по степени набожности родителей. По именам членов семьи можно определить, как относились предки к церкви. Были случаи в мордовских сёлах, где попы детям не давали царских имён. Мордве не положено иметь царские имена так считали некоторые священнослужители. Иногда при крещении давали и языческие имена детям, родившимся в конце XIX столетия. Жители села даже во второй половине ХХ века пользовались языческими обрядами, как-то: во время града бросали на крышу половую тряпку.
Крещение пикшенских жителей произведено раньше, чем в селе был построен храм. После крещения жители сельца Пикшень и деревни Аникеевка были приписаны к приходу двух храмов: Михайкова Майдана Лукояновского уезда и Знаменского (Пустошки) Сергачского уезда.
Крещение пикшенской мордвы происходило, вероятнее всего в конце XVIII – начале XIX века, так как именно в это время часть сельца (Алопе) стала владельческой и именно в этой части сельца была выстроена каменная часовня.
Сельцо Пикшень было разделено на 2 прихода. Верепе и Осиновка относились к приходу Богородице-Рождественского храма в селе Михалков Майдан, а Алопе к Николаевскому храму села Знаменского.
Живя на половине расстояния между тем и другим селом и составляя собою довольно крупную по числу единицу (свыше 500 ревизских душ), крестьяне сельца Пикшень давно видели нужду устроить храм в своём селе. К этому побуждала их и разноплемённость вышеуказанных приходов: Михалков Майдан населяют малороссы (будаки), а жители села Знаменского - русские, жители Пикшени - мордва с весьма малым и то почти переродившимся, количеством крестьян, переведённых из Орловской губернии и села Знаменского. Все эти три народности имеют каждая свой язык, обычаи, одежду и т.д., а поэтому понятно было желание мордвы обособиться и составить собою отдельный, самостоятельный приход.
До 1861 года, года освобождения крестьян от крепостного права, осуществление этого естественного желания пикшенской мордвы были серьёзные препятствия. Издавна сельцо Пикшень делилось на две части: одна из них в 100 слишком душ, входившая в приход села Михалкова Майдана, была Экономическою или Удельного Ведомства, а другая с деревней Аникеевкой в 400 душ, принадлежавшая приходу села Знаменского, до 1861 года была помещичьей. При разности управления, эти части были разъединены, мало имели общих житейских отношений между собою и соединиться в один дружный приход без внешних влияний и стороннего содействия не могли, да не имели на то и права. 100 слишком душ Экономическая ведомства, пользовавшиеся сравнительно самостоятельности и свободою самоуправления, составляли меньшинство; большая же часть во всём зависела от помещиков и их управляющих. Сами помещики жили в основном в Москве и потому мало сознавали местные нужды своих крепостных, управляемых то бурмистрами из их же крепостных людей, то даже людьми совершенно сторонними.
До отмены крепостного права у пикшенских экономических (государственных) крестьян часто возникали земельные конфликты с крестьянами окружных селений. Споры шли о пахатной земле, лесных и сенных угодиях и т. д. Многолетние разногласия у пикшенских крестьян, доходящих до междуусобиц, шли с болдинскими землевладельцами и их крестьянами. — Болдинские, собравшись многолюдством, с дубьем и прочим дрекольем, — писали в своей челобитной пикшенские крестьяне, — с той нашей земли обывателей наших согнали, объявляя, наша якобы та земля, господина их крепостная, и, когда де хлеб приспеет, то они и снять недопустят. (ЦГАДА, ф. 1321, оп. 2, д. 2897, л. 78).
А вот челобитная пикшенского старосты, поданная им в 1783 году:
- В крепостной нашей даче имеется казенной заповедной лес, которому от казенной адмиралтейской конторы ежегодно бывает осмотр и клеймение дерев, ныне ж неведому почему въезжают Лукояновской округи вотчины артиллерии подполковника Льва Александрова сына Пушкина села Болдина крестьяня и оной самовольно как клейменой, так и простои, принадлежащий до нашего селения, рубят и возят в домы свои. (ЦГАДА, ф. 1321, оп. 2, д. 2897, л. 80)
С дарованием воли, для крестьян села Пикшени наступили лучшие времена и более благоприятные обстоятельства в деле их общественного самоустроения. Мысль об основании отдельного прихода и построении храма в Пикшени крепнет и более и быстрее близится к осуществлению. Но и тут инициатором дела и выразителем общего желания крестьян сельца Пикшени и деревни Аникеевки является сторонний человек.
Человек этот - управляющий имением Аникеевых, Нижегородский купец 2-й гильдии Алексей Данилович Абрамов (умер в селе Хухорево, Симбирской губернии в 1888 году). Родом из крепостных крестьян того-же помещика из села Гнездилова Орловской губернии, он с молодых лет жил в Пикшени сначала в качестве господского конторщика, затем помощника управляющего и наконец управляющего. Сжившись с пикшенским населением и воспитавши в себе его чувства и желания, Абрамов воспользовался своим влиянием, какое имел не только на господских крестьян, но и на крестьян экономического общества и на своего помещика. Последнего, - Василия Павловича Аникеева, он склонил дать землю в количестве 36 десятин для причта будущего храма и лесной материал для его постройки, а крестьянам предложил принять на себя всё остальное. И тот и другие охотно принесли эти жертвы, и делу было положено начало в 1864 году.
В 1864 году последовало официальное разрешение на устройство храма в сельце Пикшени во имя Святителя и Чудотворца Николая; 9 июля был утверждён план храма, а 29 декабря Преосвященным Нектарием, бывшим Епископом Нижегородским, была выдана храмозданная грамота. При прошении крестьян Епархиальному Начальству о дозволении им устроить храм были приложены приговор крестьян о построении при храме на мирской счёт домов для будущего притча и обязательство А.Д. Абрамова, по доверенности помещика В.П. Аникеева. отвести к храму 36 десятин.
Одновременно с этим, ещё с весны 1864 года начались подготовительные работы; на господском кирпичном заводе крестьяне своими руками изготовляли кирпич на фундамент храма, а зимой того же года и в начале следующего 1865 года приступили к заготовке лесного и других материалов. Дубовый и сосновый лес Абрамов указал возить из под господских дач при селе Пикшени. Часть соснового леса Абрамов приобрёл, купив его у Лукояновского купца Дмитрия Фёдоровича Валова из шаткоковского леса за 80 вёрст от Пикшени по дороге к Арзамасу. К весне 1865 года весь строительный материал для храма был перевезён крестьянами на место.
Несмотря на то, что начало, продолжение и окончание строительства во многом зависело от Абрамова, он почему-то отклонил от себя предложенное ему звание попечителя и строителя храма. По его же указанию и единодушному приговору крестьяне были избраны в это звание всеми уважаемые и действительно почётные крестьяне: Михаил Яковлевич Ястребов и Андрей Лаврович Батькин (умер в 1894), - они и исполняли возложенные на них обязанности до определения притча к храму в 1869 году. На попечителях лежала обязанность изыскивать средства на уплату мастерам, за материалы и вести приходорасходные попечительские книги, выданные им за скрепою и печатью Благочинным священником села Покрова Сергачского уезда (ныне Гагинский округ), П.Веселитским.
Постройка храма со всеми работами: каменной, плотничной, столярной, кровельной и малярной – сдана была крестьянину села Какино Сергачского уезда (ныне Гагинский округ), И.Г. Радаеву за 2100 рублей.
Готовых денежных средств для постройки храма у пикшенцев не было. По мере нужды крестьяне делали душевую раскладку, производили общественные работы по помещичьей экономии, просили у Епархиального Начальства и получали сборные книги, производили сборы по приходу разными сырыми материалами. К этим средствам и открыто, и тайно поступали пожертвования, деньги из кружки, поставленной при устроенной близ села часовни и арендная общественная суммы. В крайности попечители обращались к займам, которые впоследствии погашались из постепенно поступающих средств.
Место под храм избрано было среди селения. Западной стороной оно прилегало к помещичьей усадьбе. Восточной – к порядку крестьянских домов. От господской усадьбы это место отделялось промежутком в 40-50 саженей свободного пространства, при том покрытого берёзами и тополями; на восточной же стороне крестьянские постройки оказались совсем рядом с предположенным храмом. Чтобы образовать с этой стороны необходимую площадь и место для домов и усадьбы духовенства, - пришлось снести 6 крестьянских домов, и их снесли на общественный счёт за речку.
В начале мая 1865 года место и закладка храма были освящены благочинным священником отцом П.Веселитским, и матер Радаев приступил к работе, которую он окончил за 2 года. Весной 1867 года в начале мая были водружены на храме 2 креста, в октябре подняты колокола, а 11 января 1869 года освящён первый престол в приделе.
Храм имеет вид неправильной формы креста. Построена на кирпичном фундаменте в 1 аршин высоты. Окружность пояса храма равна 138 аршинам; высота её до креста 37 аршин; длина основания в разрезе – 50 аршин; ширина под колокольней – 15 аршин, под трапезой – 21½ аршин, под главным храмом – 16 аршин. И под главным алтарём – 13 аршин. Колокольня увенчивается восьмигранным куполом, трапеза – шатрообразной кровлей, главный храм – также остроконечным восьмигранным куполом с пятью главами. Кресты поставлены были деревянные. Обшитые белым листовым железом, а в настоящее время железные (1896 год), а главы, купола, выступы, крыша на трапезе и алтаре покрыты простым листовым железом. Стены всего храма снизу срублены из дубового леса, в середине – из осинового и от половины вверх – из соснового леса, и обшиты тёсом. Окон во всём здании – 20 штук. С западной, северной и южной стороны строены крыльца в несколько ступеней и двери с двойным раствором. Храм был обнесён оградой, внутри которой растут берёзы и липы. Наружный вид храма массивен и красив.
Трапеза имеет вид правильного равностороннего четырёхугольника. Потолок поддерживается четырьмя деревянными колоннами; стены и потолок оштукатурены и выкрашены; устроено обыкновенное печное отопление. В передних углах трапезы иконостасы с алтарями: направо во имя святого Василия Великого, налево святых Апостолов Петра и Павла. Первый освящён 11 января 1869 года Благочинным отцом П.Веселитским, второй 19 января 1975 года Благочинным города Лукоянова отцом протоиереем А.Нарциссовым. Оба эти иконостаса со всеми в них иконами, кроме позолоты, строились за счёт помещика Василия Павловича Аникеева, поэтому и престолы в них освящены святыми, имена которых носили он сам (Василий), отец его (Павел) и дед (Пётр). Антиминсы священнодействованы в приделе святого Василия Великого Преосвященным Нектарием, епископом Нижегородским 10 ноября 1868 года, а в приделе святых Апостолов Петра и Павла – Высокопреосвещеннейшим Иоанникием, бывшим Архипастырем Нижегородским 7 октября 1873 года.
Трапеза от главного храма отделена аркой, которая на зимнее время наглухо заделывается двойными рамами для сохранения тепла.
Главный алтарь храма в селе Пикшень освящён именем Святителя и чудотворца Николая, отчего и весь храм носит название Николаевский. Освящение этого алтаря было совершено 26 октября 1870 года Благочинным отцом протоиреем А.М.Нарциссовым. Антиминс священнодействован 7 октября 1873 года Высокопреосвященным Иоанникием. Алтарь Николаевский имеет форму пятиугольника длиною в 7, а шириною в 12 аршин. Над престолом устроен вызолоченный балдахин с резьбой, на четырёх витых колоннах. Иконостас – липовый с четырёхярусными витыми колоннами и резными царскими вратами; вызолочен; построен на средства крестьян с добавкой 170 рублей от Абрамова.
Перед иконостасом амвон с дубовой токарной работы баллюстрадой, клиросами и заклиросными золочёнными киотами с витыми колоннами и резьбой.
Форма главного храма без алтаря – квадрат, каждая сторона которого равна 15 аршинам. Позади боковых дверей устроены два малых иконостаса – киота, покрытых позолотой и украшенных резьбой и витыми колоннами. Стены и купол алтаря, и храма окрашены масляной краской.
Утварь в храме, ризница, книги, иконы современны построению храма. И между ними нет ничего выдающегося ни по работе, ни по ценности. Есть только одно евангелие напрестольное в формате полулиста, более или менее замечательное по древности: отпечатано в Москве в 1835 году при Императрице Анне Иоанновне и имеет на первом листе печатную надпись внизу изображения четырёх евангелистов: “грыфоровал Иван Зубов”. Евангелие пожертвовано в храм села Пикшени свояком Абрамова Московским купцом Егором Матвеевичем Пасхиным, жена которого похоронена при Пикшенском храме.
Первый причт ко вновь выстроенному храму села Пикшень был определён в 1869 году Преосвященным Филаретом, Епископом Нижегородским, в числе двух лиц: священника и псаломщика. Священником был определён и посвящён окончивший в 1868 году курс Нижегородской Семинарии Алексей Ивановичи Раевский, и прослуживший на этом месте 21 год. Немало трудов выпало на долю первого священника в новооткрытом приходе и по устроению храма, и по приведению в порядок прав на церковную землю, и по устроению мирского для помещения священника дома, и по устройству школы, о которой речь впереди. Вся хозяйственная часть по устроению храма и причта, прежде лежавшая на попечителях, теперь - со времени определения священника - большею частью своей тяжести легла на молодого, только что оставившего ученическую скамью священника. А дел, по самым необходимым и неотложным нуждам новооткрытого прихода, предстояло ещё очень много. Храм имел в то время только один освященный придел, иконостас был ещё в том виде, как он вышел из рук столяра и резчика, стены в храме - бревенчатые и ничем не покрытые, священные сосуды были допущены медные - аплике, книги для богослужения были только - евангелие, апостол, псалтирь, часослову служебник, канонник, общая минея, одна книга октоиха и нотный обиход. большой колокол был 12 пудов весу, дома для причтов были собраны кое из какого леса и стройкой не окончены; земля церковная межевых документов не имела. Местная летопись должна особенно отметить труды первого священника, который прослужил до 13 октября 1890 года в Пикшенском храме и был переведён по прошению в Вознесенский храм села Павлова, Горбатовского уезда (ныне город Павлово).
Вторым священником в селе Пикшень с 15 октября 1890 года по 6 Ноября 1893 года был Антонин Митрофанович Миловский;
С 18 Ноября 1893 года при храме села Пикшень священствует окончивший курс Нижегородской Семинарии студент Иван Михайлович Богоявленский.
Псаломщик со времени открытия прихода доселе (1896) состоит переведенный в 1869 году из села Знаменского Ф. И. Знаменский.
Церковными старостами при храме села Пикшень были крестьяне села:
1) М. Я. Ястребов, до выбора в старосты состоявший (с 1865 по 1869 годы) попечителем строившейся храма; при нём освящён Николаевский алтарь и поступило в храм вещей по крайней мере на 1500 рублей и заготовлено алебастра для штукатурки трапезы на 150 рублей.
2) Я. С. Батькин (шесть лет был старостой); при нём освящён алтарь во имя святых Апостолов Петра и Павла, вызолочен иконостас Николаевский за 850 рублей, оштукатурены стены и потолок в трапезе за 100 рублей, окрашены пол, стены и потолок в главном храме за 350 рублей, два раза крашена кровля, один раз стены снаружи и ограда, и кроме того, вещами поступило на сумму около 2000 рублей.
3) С. Е. Пархаев; при нём вызолочены два придельные иконостаса и сделаны некоторые другие работы, всего на сумму 1100 рублей, из коих 500 рублей пожертвовал из собственных средств, - выкрашены стены в трапезе за 150 рублей, перелит большой колокол и поступило вещей на сумму до 250 рублей.
4) С. И. Богданов; при нём окрашена кровля храма за 183 рубля, устроены в трапезе 2 печи, поступило вещей на сумму около 300 рублей, устроена новая каменная ограда вокруг храма и каменное помещение для школы; при нём-же привезён колокол весом в 106 пудов.
5) С. М. Батькинъ; при нём на средства, изысканные новооткрытым церковным попечительством в 1892 году, в сентябре храм поновлен: выкрашены стены изнутри и снаружи, сделаны железные кресты на храм.
6) С 5 апреля 1894 года старостой при храме села Пикшень состоит управляющий имением наследников г.г. Казанцевых (в 5 верстах от Пикшени, близ д. Аникеевки), Павел Андреевич Горинов. С именем П. А. Горинова связано и возникновение при храме села Пикшень весною 1892 года церковно-приходского попечительства: он первый был избран его председателем.
Приход села Пикшень со времени своего основания и доселе (1896) состоит из двух селений, - собственно села Пикшень с 1300 душ населения обоего пола, и деревни Аникеевки, верстах в 7 к юго-востоку от села, имеющей около 150 душ обоего пола.
Господствующее население пикшенского прихода составляет мордва. Но среди них есть несколько семейств и русского происхождения (потомки гнездиловских переселенцев и одного вольноотпущенного крестьянина, перешедшего в село Пикшень из села Знаменского). Все говорят на мордовском языке (эрзянский), но и на русском объясняются довольно свободно за немногими исключениями из женщин и детей, хотя русская речь их значительно пострадала от влияния мордовского языка.
Одежда мордвы- мужчин ничем не отличается от одежды русского крестьянина; но в одежде женщины и их украшениях есть много своеобразного.
Крестьяне села Пикшень и д. Аникеевки все православного вероисповедания и никакими сектантскими лжеучениями не заражены. Но религиозные понятия их, особенно неграмотных, элементарны, слабы, сбивчивы и представляют смесь мордовского язычества и русских народных поверий и обычаев с христианством. Влияние храма и школы, несомненно, много делает в духовном просвещении населения, но многого ещё остаётся желать и ожидать от них в будущем. Нравственное состояние прихода более удовлетворительно: крестьяне добродушны, доверчивы, отзывчивы на всякое доброе дело, трудолюбивы, в требованиях жизни не прихотливы и терпеливы, к церкви усердны, уставам её послушны и к внушениям священника внимательны. Конечно, и им свойственны слабости и даже пороки, но в общем и во внешней жизни эти явления составляют исключение.
Скорбную старицу в летописи пикшенского прихода составляет воспоминание о недавних четырёх годах, начиная с 1890 года, по тем бедствиям, которые постигли за это время пикшенское население. 1-го августа 1890 года, вследствие шалости малых детей, пожаром истреблено в селе 120 крестьянских домов и дома причта со всеми их пристройками. Пламя быстро пожирало сразу два порядка крестьянских домов с их дворами, амбарами, сенницами, овинами и т. п. Оно шло прямо к храму, и все окончательно упали было духом, видя неминуемую опасность и для храма. Но в то время, как огонь пожирал все строения до храма и, казалось, наступала и его очередь, - ветер вдруг изменил своё направление и погнал пламя в сторону на дома и постройки причта, на которых страшная стихия и окончила свой грознокарающий путь.
По воспоминаниям Н.М.Подольского о пожаре 1900 года:
“Помню один случай летом, когда мы с отцом только что пришли на рыбную ловлю на пруд (Пустошкинский), закинули удочки, как вдруг услышали звук набатного колокола. Оглянулись на наше село и увидели зарево пожара. Мы быстро смотали удочки и побежали домой. Пришли в село усталые. Оказалось, что горел нижний конец улицы (Алопе), не доходя до церкви. Пожар не угрожал нашему дому. Поэтому мы домой не пошли, а остались на пожаре, причём отец помогал вытаскивать имущество крестьянам тех домов, которым угрожала гибель от огня. Пожар вскоре прекратился, но 8 или 10 домов на одном переулке все же сгорело…”
Затем последовал: падёж скота, отнявший почти в каждом доме лошадь; наконец, общее бедствие — голодные годы, сказавшиеся здесь особенно резко, а с ними и за ними их неразлучный спутник— тиф разных видов, вырвавший много молодых и сильных людей. Всё это в последнее время довело пикшенцев до крайнего обеднения.
Изложенны здесь сведения о приходе села Пикшень заимствованы из летописи сего села, составленной в 1887 году священником А. Раевским, и из дополнительных сообщений священника М. Богоявленского. В воскресенье 3 ноября сего года. (Нижегородские епархиальные ведомости № 20 и № 21 за 1896 год). Адаптировано под современный язык.
По рассказам старожилов интересно отметить, что с появлением в селе храма не все прихожане перешли из бывших приходских храмов. Так, Сеняев Василий (Тишонь Вася), до смерти из Осиновки ходил в Знаменское. Зимой, надев шубу со сборами, в лаптях ходил туда и обратно, а в церкви переодевался в валенки. По всей видимости, на это были причины.
В Адрес-календаре за 1888 год в пикшенском церковном приходе насчитывалось прихожан: 725 мужчин и 761 женщина (вместе 1486 человек). В приходе храма село Пикшень и деревня Аникеевка. Церковной земли было 36 десятин. Причт пикшенского храма состоял из священника и псаломщика. Священник - Алексей Иванович Раевский, псаломщик - Ф. И. Знаменский.
В Адрес-календаре Нижегородской епархии за 1904 год главный престол Николая Чудотворца – холодный, а оба придела - тёплые. Дом священника общий, а у псаломщика собственный. В приходе 812 мужчин и 848 женщин (вместе 1660 человек). Учитель церковно-приходской школы и священнослужитель храма – иерей Михаил Александрович Подольский (33 года, в приходе с 1899 года). Псаломщик Ф.П. Знаменский (61 год. В приходе с 1869 года). Церковный староста – А.С. Богданов. Церковный сторож – Доронин Фёдор Прокопьевич.
С апреля 1899 года по 1930 год священнослужителем в селе Пикшень оставался Михаил Александрович Подольский.
По воспоминаниям старожил на момент разрушения храма внутри он был расписан.
Комментарии 2
https://ok.ru/profile/560913711344/album/893150905328